Accessibility links

Есть все основания для оптимизма


2014-й год будет для Азербайджана не менее сложным, потому что эта власть долгое время опиралась на большие нефтяные деньги, но нефтяные проекты были выстроены таким образом, что пик добычи нефти уже прошел и начался спад
2014-й год будет для Азербайджана не менее сложным, потому что эта власть долгое время опиралась на большие нефтяные деньги, но нефтяные проекты были выстроены таким образом, что пик добычи нефти уже прошел и начался спад
ПРАГА---Продолжаем подводить итоги прошедшего года и рассуждать о возможных событиях 2014-го. Мы побеседовали с главой исполнительного аппарата Национального совета демократических сил Азербайджана, лидером общественно-политического движения «Эль» («Родина») Эльдаром Намазовым.

Александр Касаткин: Я бы хотел, чтобы вы подвели итоги прошедшего года как внутренней политики Азербайджана, так и внешней.

Эльдар Намазов: 2013-й год был особенным, т.к. это год президентских выборов, и все процессы в Азербайджане в этом году – как внутриполитические, так и внешнеполитические – в той или иной степени определялись именно ожидавшимися президентскими выборами. Год начался с очень серьезных репрессий властей, направленных против демократических сил Азербайджана – прошла волна арестов по различным социально активным группам населения. Фактически было разгромлено руководство ведущей молодежной организации NIDA: под надуманным предлогом обвинения чуть ли не в терроризме была арестована большая часть правления этой молодежной организации, многие ее активисты. Было также произведено много арестов среди верующих, потому что власти в последние годы опасались их активизации – исламский фактор в Азербайджане тоже относится к числу протестных явлений. Были произведены аресты среди лидеров различных оппозиционных движений – Ильгара Мамедова, нескольких членов партии «Мусават», Народного фронта. В этом же году вызывались на допросы и лидеры движения «Эль» с обвинением в попытке государственного переворота. То есть власти предприняли очень серьезные, жесткие шаги для запугивания и обескровления оппозиции, наиболее активных арестовывали, наиболее опасные организации подвергались репрессиям.

please wait

No media source currently available

0:00 0:10:49 0:00
Скачать

Несмотря на все усилия властей в этом году азербайджанская оппозиция доказала, что ей удалось удержать свои позиции. На выборах оппозиция выступила единым фронтом, с единой командой и кандидатом от оппозиции. Для этих целей был создан Национальный совет, в который вошли все ведущие партии, общественные организации, многие представители интеллигенции. По сравнению с предыдущими президентскими выборами 2008-го года, азербайджанская оппозиция показала неплохой результат. Власти были вынуждены объявить, что оппозиция набрала 5-6%, но в реальности все знают, и это видно по отчетам миссии наблюдателей ОБСЕ, что на 58% избирательных участках голоса подсчитывались неправильно, т.е. речь идет о доказанных случаях фальсификации выборов на 60% участках для голосования. Поэтому все знают, что абсолютное большинство пришедших на выборы людей голосовали за представителей оппозиции. Несмотря на это, оппозиции не удалось добиться главной цели – не произошло демократических изменений. Власть оказалась под сильным давлением, международное сообщество тоже негативно оценило итоги этих выборов, оценки были намного более жесткими, чем в прошлые годы. Хотя власть удержалась, и смены власти в Азербайджане не произошло, выборы были в очередной раз сфальсифицированы, но власть оказалась под сильным внешним и внутренним давлением. Я думаю, что главный результат 2013-го года – это то, что прошедшие президентские выборы показали, что в Азербайджане, несмотря на очень сильный репрессивный, авторитарный режим, есть демократическая оппозиция, которая умеет работать с обществом, имеет поддержку, может реально победить эту власть на любых честных, прозрачных выборах, и то, что власти не удалось превратить Азербайджан в модель, к примеру, Туркменистана или Узбекистана, – это главный политический итог 2013-го года. Есть все основания для оптимизма на будущее, так как в Азербайджане убрать демократические силы с политической арены, оттеснить их на периферию политической сцены властям не удается, несмотря на жесткие репрессивные меры.

Александр Касаткин: Эльдар, что касается внешней политики Азербайджана, что, на ваш взгляд, принес 2013-й год?

Эльдар Намазов: В 2013-м году произошел целый ряд событий, которые показали, что власти избрали ошибочный путь не только во внутренней политике. Внешняя политика властей, которая опирается на авторитаризм, коррупцию, подавление демократических прав и свобод граждан, не может быть успешной. Власти как бы пытались усидеть на двух стульях. Они хотели выглядеть рукопожатными в глазах Запада, Евросоюза, США и других партнеров, и в то же время проводить очень жесткую авторитарную внутреннюю политику. Но события, произошедшие в 2013-м году, и в первую очередь оценка этих выборов со стороны США, миссии ОБСЕ, Евросоюза и Европарламента, показали, что эта попытка усидеть на двух стульях не дает никакого позитивного результата для азербайджанских властей. Демократическая оппозиция поддерживает стремление Азербайджана к евроинтеграции. Азербайджанские же власти видят в евроинтеграции только продажу газа и нефти в Европу, а во всех остальных вопросах они фактически ничем не отличаются от авторитарных коррумпированных режимов бывшего Советского Союза. Эта дилемма в этом году очень четко встала на повестке дня, и мне кажется, что как и внутренние факторы, так и ситуация на внешнеполитической арене все-таки заставит азербайджанские власти определяться в этом вопросе.

По крайней мере эти выборы уже позволили сказать, что маски сорваны и авторитарный, коррумпированный режим предстал во всей своей красе. Азербайджан на программу Восточного партнерства с Евросоюзом откликнулся только в вопросе смягчения визового режима. В отличие от Украины, Азербайджан даже не планировал подписывать ассоциативное соглашение с Евросоюзом. Азербайджан не делает также никаких шагов для вступления во Всемирную торговую организацию, и причина везде одна и та же – режим, опирающийся на коррупцию, не хочет прозрачности во внешнеторговых операциях, в операциях таможенной, налоговой службы. Недавно впервые в истории Азербайджана случился такой казус: чиновник, руководитель таможни Нахичеванской автономной республики был арестован на территории Турции по обвинению в коррупции за то, что он взимал дань с турецких трейлеров, которые пересекают границу Азербайджана. Это первый случай, когда чиновник Азербайджана был арестован за рубежом по обвинению в коррупции, и азербайджанские власти до сих пор никак на это не реагируют – наверное, не знают, как на это вообще реагировать. Я думаю, что и внешнеполитическая ситуация для азербайджанских властей в 2013-м году не дает никакого повода для оптимизма на будущее.

Александр Касаткин: Может быть, несмотря на такой пессимистичный, на ваш взгляд, прошедший год, есть какие-то оптимистичные прогнозы на 2014-й?

Эльдар Намазов: 2014-й год будет для Азербайджана не менее сложным, потому что эта власть долгое время опиралась на большие нефтяные деньги, но нефтяные проекты были выстроены таким образом, что пик добычи нефти уже прошел и начался спад. В 2014-м году, в связи с выходом на нефтяные рынки Ирана, после недавних Женевских соглашений рост добычи нефти в Ливии и других странах, наверное, в будущем, и в Сирии, видимо, приведет к серьезной корректировке завышенных мировых цен на нефть, а для таких стран, как Азербайджан и Россия, в которых вся экономическая модель строится на продаже нефтересурсов, где нет свободного рынка, практически не развивается частный сектор, 2014-й и последующие будут годами социально-экономических потрясений. В 2015-м году в Азербайджане ожидаются парламентские выборы, поэтому наступивший 2014-й год создаст определенный плацдарм для будущей политической борьбы на парламентских выборах, которые, на мой взгляд, пройдут даже более жарко, чем президентские, потому что здесь речь идет о том, что все политические партии выставят своих кандидатов на этих парламентских выборах, которые у нас проходят по мажоритарной системе. Я тут для азербайджанских властей не вижу поводов для оптимизма, а для Азербайджана, как страны, оптимизм заключаются именно в том, что, как показали события 2013-го года, несмотря ни на какие давления, репрессии, полный запрет электронных СМИ оппозиции, запрет на выход за пределы Баку, на встречи в регионах с избирателями, несмотря на все эти колоссальные запреты, в Азербайджане есть очень сильная демократическая оппозиция, которая пользуется поддержкой общества. Это для меня самый главный фактор для оптимизма.
XS
SM
MD
LG