Accessibility links

В каком храме молитесь?


Рустам Зантария
Рустам Зантария
Прошло уже несколько лет с тех пор, как в Абхазии появились две православные религиозные организации – Сухумо-Пицундская епархия и Священная митрополия Абхазии (СМА). Обе они зарегистрированы Минюстом Абхазии и имеют своих прихожан. Поэтому, задавая вопрос, «в какой церкви молитесь?», абхазские христиане имеют в виду отнюдь не географическое расположение конкретного храма.

Острая стадия раскола уже позади. Сегодня не слышны речи священников, которые раньше чуть ли не дважды в неделю с чувством разъясняли пастве свои позиции. Сторонники отца Виссариона призывали не следовать за «раскольниками» из СМА, а представители митрополии – поддержать стремление Абхазской церкви к автокефалии.

За прошедшие почти три года (в мае 2011 года прошло Церковно-Народное собрание, в результате которого и появилась митрополия) предпринимались несколько попыток посадить батюшек за стол переговоров, но безуспешно. Оценки российских экспертов и представителей Русской православной церкви стали более умеренными. А ведь на определенном этапе именно резкие высказывания руководства РПЦ усугубили церковный конфликт в Абхазии и вывели его на политический уровень. Вспомнить хотя бы провокационные высказывания диакона Андрея Кураева.
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:20 0:00
Скачать

Сегодня тональность критики из Москвы в адрес новоафонских «раскольников» сменилась с агрессивно-обличительной на отстраненно-выжидательную. Дескать, пусть пока сами разберутся, а там мы посмотрим. Наверное, в РПЦ все-таки поняли, что за Священной митрополией Абхазии сегодня стоит значительная часть абхазской элиты - научной и творческой интеллигенции, чиновничества. С другой стороны, на стороне и.о. управляющего Сухумо-Абхазской епархии иерея Виссариона (Аплиа) почти все приходы республики с их священниками и паствой. Внутриполитический раскол в нашем обществе причудливым образом, словно в зеркале, отразился и на жизни религиозной, что получило свои, зачастую совсем не положительные последствия.

Когда Священная митрополия Абхазии вынесла на всенародное голосование простой вопрос: «Выступаете ли вы за независимую абхазскую церковь?», более 70 тысяч граждан нашей страны, и я в том числе, высказались утвердительно. Тем не менее убежден и в другом: сегодня абхазское православие переживает совсем не лучшие времена. Многие из моих знакомых, собиравшиеся сами принять православное крещение или крестить детей, решили повременить, объясняя свое решение именно расколом церкви и тем негативом, который исходит от священников в адрес друг друга. Другие просто стали реже бывать в церкви...

Интересно, что происходящее остается незамеченным для самого абхазского духовенства. На одной из пресс-конференций представителей Священной митрополии я пытался задать вопрос о возможном духовном кризисе у прихожан в связи с расколом церкви, но вопрос был понят по-своему - виноваты, оказывается, отец Виссарион и его сторонники. Уверен, ответ представителей Сухумо-Пицундской епархии был бы зеркальным.

Между тем необходимости в «пище духовной» меньше не становится. И если расколотое православие Абхазии ставит перед верующими, помимо задачи духовного совершенствования, и иную (пусть и не в категоричной форме) – встать на сторону одной из двух православных религиозных организаций, то другие христианские конфессии и иные религии так людей не обременяют. И пока православные священники спорят, на улицах Сухума на каждом шагу встречаются, к примеру, представители Свидетелей Иеговы (организации, запрещенной в 1998 году указом Владислава Ардзинба), которые доходчиво объяснят, как заслужить «жизнь вечную»...


Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции
XS
SM
MD
LG