Accessibility links

Из пункта «А» в пункт «Б»: иллюзия границы


Похищение азербайджанского журналиста в Тбилиси объединило неправительственный сектор, журналистов и часть политического истеблишмента Грузии
Похищение азербайджанского журналиста в Тбилиси объединило неправительственный сектор, журналистов и часть политического истеблишмента Грузии

Имиджу Грузии нанесен серьезный ущерб. Неспособность или нежелание властей страны обеспечить безопасность азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы может обернуться серьезными имиджевыми потерями Грузии на международной арене. Журналисты, правозащитники и часть политического истеблишмента требуют адекватной реакции со стороны официального Тбилиси на похищение Мухтарлы. К процессу присоединяются международные структуры.

Похищение азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы в Тбилиси объединило неправительственный сектор, журналистов и часть политического истеблишмента Грузии. Сегодня прошли сразу две акции протеста перед парламентскими комплексами в Кутаиси и Тбилиси. Супруга Афгана Мухтарлы Лейла Мустафаева зачитала обращение к властям Грузии:

«Мы знаем, что грузинская сторона лжет, так как его задержали люди, одетые в форму криминальной полиции. Кроме того, примечательно, что его вынудили пересечь границу через пропускной пункт Балакан, а не через так называемую зеленую зону. Мы изучили этот конкретный географический ареал. У Балаканского пропускного пункта протекает река, следовательно, если он тайно пересекал границу, его одежда должна была быть в грязи, но его одежда была чистая. Также следует отметить, что его перевели через границу вечером. Я знаю, что грузинская сторона лжет. Мы требуем записи с камер наблюдения».

Из пункта «А» в пункт «Б»: иллюзия границы
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:21 0:00
Скачать

Протестующие также требуют встречи с председателем парламента Ираклием Кобахидзе. Также они настаивают, чтобы законодательный орган взял этот вопрос под свой контроль. Впрочем, по словам журналиста Тамаза Купреишвили, они сомневаются в том, что власти заинтересованы в расследовании:

«Два дня мы абсолютно безрезультатно требуем от госведомств адекватных ответов. Сказали, что мы должны ждать результатов расследования азербайджанской стороны. Не знаю, почему правительство Грузии должно ждать результатов расследования азербайджанской стороны. Все очень хорошо знают, насколько адекватно они проводят расследования».

Сомневается в подключении парламента к расследованию и представитель «Ассоциации молодых юристов» Сулхан Саладзе:

«Не припомню конкретных случаев, когда парламент применял надзорную функцию по громким делам и выполнял эту функцию так, чтобы за ней следовали реальные результаты. Несмотря на это, мы обязаны каждый день напоминать правительству, что они должны выполнять возложенные на них обязанности и предоставлять обществу полную и исчерпывающую информацию, а не ту, что распространяет официальный Баку».

Официальный Баку, к слову, заявляет, что Афган Мухтарлы не подвергался физическому воздействию. В частности, глава пресс-службы Генпрокуратуры Азербайджана Эльдар Султанов заявил, что при врачебном осмотре на теле журналиста не было обнаружено никаких следов насилия.

Депутат тбилисского городского собрания Алеко Элисашвили называет действия официального Тбилиси неадекватными:

«Правительство либо проявит адекватность, либо докажет, что летает в космосе, что не понимает, что происходит в этой стране, не понимает, что и как воспринимают граждане. Они должны выстроиться и уйти со своих должностей. Это однозначно. И чем дольше они не будут этого понимать, созывать постыдные пресс-конференции, как это сделал вчера Мгебришвили (глава МВД), проведя нам обзор азербайджанской прессы, тем хуже для них».

Парламентская оппозиция, со своей стороны, требует вызвать в законодательный орган главу МВД, для того чтобы он объяснил, как могло произойти то, что человек был вывезен в другую страну. Представитель «Европейской Грузии» Отар Кахидзе призвал депутатов из «Грузинской мечты» не содействовать силовым структурам:

«Это действие направлено против государственных интересов Грузии, и все лица, косвенно или прямо участвующие в этом деянии, должны предстать перед правосудием. «Европейская Грузия» призывает парламентское большинство осознать тяжесть содеянного, и пусть они не становятся заложниками силовиков. Если в этом участвовали представители правоохранительных органов Грузии, недопустимо оставлять их на этих должностях».

Ответного желания встретиться с парламентариями глава МВД пока не проявил. Но отказаться принять иностранных дипломатов, настоявших на разговоре, не смог. Правда, объяснить ситуацию доверил своим заместителям. Для журналистов встречу закрыли. Пришлось довольствоваться комментарием начальника департамента пограничной полиции Давида Николеишвили:

«Хочу сказать, что вызванный в обществе ажиотаж, по меньшей мере, утрирован. Пока очень рано делать такие безапелляционные заявления о том, что в Грузии какая-то официальная группа похитила гражданина. Это приведет лишь к ослаблению государственных институтов. Хочу с полной ответственностью завить, что государственная граница Грузии защищена максимально в соответствии с западными стандартами. Эти стандарты подразумевают полицейское патрулирование, однако это не означает, что теоретически не существует рисков незаконного пересечения границы. В любой развитой стране существует вероятность того, что человек может пересечь незаконно т.н. зеленую зону».

Между тем призыв к спокойствию со стороны правоохранителей не понравился президенту. Глава государства назвал похищение азербайджанского журналиста очень сильным ударом по имиджу страны. Георгий Маргвелашвили заявил: все чиновники высокого ранга должны перейти в режим кризисного менеджмента, чтобы восстановить репутацию Грузии:

«Несколько дней назад человек исчез в Тбилиси и появился в Баку. Как будто нам показывают детский фокус, всему обществу. А мы сидим и думаем, как так происходит, что человек исчезает в пункте «а» и появляется в пункте «б». Прямо как фокус для ребенка. Не знаю, кого нужно нам спросить, Коперфильда или Вадачкория (Зураб Вадачкория – грузинский иллюзионист), как может быть, чтобы человек исчез из пункта «а» и оказался в пункте «б». Оказывается, мы должны спокойно подождать, как будет развиваться процесс. Таким образом наносится урон имиджу государства».

Еще одним ударом по имиджу государства, как «маяка демократии» на Южном Кавказе, стало заявление комиссара Совета Европы по правам человека. Нильс Муйжниекс выразил серьезную обеспокоенность в связи с делом Афгана Мухтарлы. По его словам, существуют очень серьезные обвинения, которые требуют пристального внимания и быстрого реагирования со стороны властей Грузии. Тбилиси, уверен комиссар, должен провести эффективное, быстрое и независимое расследование и по его результатам принять необходимые меры.

Пристального внимания к этому делу требуют и международные правозащитные организации. «Репортеры без границ» и Human Rights Watch дали понять: вне зависимости от того, был ли Мухтарлы похищен иностранными спецслужбами или при участии сил безопасности Грузии, это тяжкое преступление и обязательно повлечет негативные последствия для страны. Так что те достижения и высокие оценки влиятельных международных организаций, о которых долго говорил премьер-министр Квирикашвили на прошедшей недавно весенней сессии Парламентской ассамблеи НАТО, судя по всему, будут пересмотрены.

XS
SM
MD
LG