Accessibility links

Экстрадиция Саакашвили: готов ли Киев и ждет ли Тбилиси?


О своей возможной экстрадиции говорил накануне и сам Саакашвили, после того, как призвал своих сторонников не поддаваться провокациям и избегать беспорядков
О своей возможной экстрадиции говорил накануне и сам Саакашвили, после того, как призвал своих сторонников не поддаваться провокациям и избегать беспорядков

Сегодня бывший президент Грузии и экс-губернатор Одесской области был вызван на допрос в Генпрокуратуру. Новый виток противостояния Михаила Саакашвили с украинскими властями оживил в Грузии разговоры об его экстрадиции. Сам он тоже говорит о том, что Киев готовится передать его Тбилиси.

Явку в Генпрокуратуру и отказ от дачи показаний Михаил Саакашвили объяснил тем, что дело, в котором его обвиняют – содействие участникам преступных организаций, – не касается прокуратуры:

«Мне предъявлено обвинение по делам, которые касаются государственной безопасности Украины. Поэтому все это – свистопляски с прокурорами, мы им передали свой привет. Я жду вызова на допрос из Службы безопасности Украины. Там я буду давать все необходимые показания».

В Генпрокуратуре заявили, что Саакашвили повторно вызовут на допрос и для этого могут прибегнуть к законным, то есть принудительным мерам. Может ли это противостояние привести к выдворению или экстрадиции Саакашвили в Грузию? Особую окраску в грузинских СМИ этот давно обсуждаемый вопрос приобрел после интервью генпрокурора Украины Юрия Луценко, которое он дал изданию «Час Пик» 12 декабря:

Экстрадиция Саакашвили: готов ли Киев и ждет ли Тбилиси?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:41 0:00
Скачать

В нем он отметил, что «у Саакашвили есть шанс на добровольную депортацию в Грузию, иначе экстрадиция экс-главы Одесской ОГА будет осуществлена по закону».

О своей возможной экстрадиции говорил накануне и сам Саакашвили, после того, как призвал своих сторонников не поддаваться провокациям и избегать беспорядков, какие произошли 17 декабря, когда его сторонники в Киеве попытались ворваться в концертный зал:

«Порошенко лично ведет переговоры с грузинскими официальными лицами (об экстрадиции). Они хотят избавиться от меня (в Украине). Но это не обо мне – речь идет о людях, которых я призвал сегодня сохранять спокойствие. Они будут спокойны до какого-то конкретного момента. Но я не знаю, что будет дальше. Люди терпеливы, но и у этого есть лимит».

Примечательно, что в правящей силе «Грузинская мечта» вновь охотно заговорили об экстрадиции. Этот пыл немного угас после 5 декабря. Тогда генпрокурор Украины Луценко, после знаменитого появления Саакашвили на крыше дома, публично обвинил его в содействии ОВГ и отметил, что об экстрадиции Саакашвили речи нет. Но спустя неделю вновь заговорил о ней.

На смену риторики Луценко отреагировали в правящей силе Грузии. Замглавы парламентского комитета по юридическим вопросам Гедеван Попхадзе сегодня напомнил, что перед законом все равны, в том числе и бывшие президенты:

«Если Саакашвили виновен, а я считаю, что он виновен, он должен ответить по закону Грузии, так как это происходит в случае с любым другим гражданином (Грузии), который совершает преступление и отбывает срок в исполнительных учреждениях».

В ответ в бывшей партии Саакашвили «Нацдвижение» пригрозили «массовыми выступлениями», говорит Хатия Деканоидзе:

«Если начнется процесс экстрадиции, – это будет вне рамок закона, это будет прямое нарушение международных норм и украинского законодательства. Если Саакашвили окажется на территории Грузии, то это будет началом очень тяжелых процессов».

В случае если Киев передаст Тбилиси Михаила Саакашвили, акций протеста не исключает руководитель проекта «Хорошее управление» Центра стратегических исследований Леван Алапишвили, только этого, по его мнению, не стоит ожидать минимум в ближайшие полгода:

«Пока в Украине не завершатся процедуры судопроизводства, то есть не будет вынесен приговор или не будет приостановлено дело, вопрос экстрадиции не будет решен. Если будет вынесен обвинительный приговор, его должны привести в исполнение. К тому же в Грузии тоже суд еще не вынес решения по делам Саакашвили. Одной из причин отказа Украины от передачи Саакашвили Грузии было названо то, что в Грузии суд еще не вынес обвинительный приговор Саакашвили. И это решение остается в силе».

А если все-таки настанет вопрос экстрадиции, продолжает Леван Алапишвили, то:

«Генпрокурора, президента страны никто не спрашивает, экстрадировать кого-то или нет. Об этом решение принимает суд, в данном случае суд Украины, а там несколько инстанций».

К тому же, считает Леван Алапишвили, грузинские власти не станут активно добиваться экстрадиции Саакашвили в будущем году из-за предстоящих президентских выборов. В Грузии путем прямого голосования они пройдут в последний раз, и, как говорит Алапишвили, пребывание Саакашвили в стране как катализатора невыгодных процессов не входит в планы властей.

XS
SM
MD
LG