Accessibility links

«Игра престолов» по-грузински


По словам Попхадзе, несмотря на обещания, Бидзина Иванишвили так и не смог стать медиатором в команде
По словам Попхадзе, несмотря на обещания, Бидзина Иванишвили так и не смог стать медиатором в команде

Раскол в рядах правящей силы «Грузинская мечта» набирает обороты. Сегодня еще несколько депутатов-«мечтателей» заявили, что покинут ряды партии, основанной олигархом Бидзиной Иванишвили. Сам Иванишвили решил планировать будущее партии не с большинством в целом, а с его отдельными представителями.

– Агрессивной риторики в адрес Бидзины Иванишвили вы не услышите, – сразу заявил журналистам депутат Гедеван Попхадзе. – Но, это не значит, что у меня к нему нет претензий, – поспешил добавить депутат. Сегодня он пригласил журналистов на пресс-конференцию, чтобы публично заявить о своем уходе из парламентского большинства и партии «Грузинская мечта».

Он заявил, что «ресурс исчерпан», что он не видит смысла оставаться в «Грузинской мечте», что никогда не хотел быть «говорящей головой» и что вообще «надо было уйти раньше». По словам Попхадзе, несмотря на обещания, Бидзина Иванишвили так и не смог стать медиатором в команде, а «стал стороной в вопросе назначения бессрочных судей».

«Игра престолов» по-грузински
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:16 0:00
Скачать

Бывший «мечтатель» напомнил еще об одном обещании правящей силы. В начале ноября прошлого года, перед вторым туром президентских выборов, лидер партии Иванишвили лично просил население «не наказывать «Мечту», поддержать кандидата Саломе Зурабишвили, а взамен пообещал исправить ситуацию:

«Но за вторым туром этого (исполнения обещаний) не последовало. Мы не стали думать о том, как стать лучше, напротив, лишь углубили трещины в отношениях с обществом. Люди увидели, что обещание было большой ложью. И я не хочу быть частью этого обмана».

Обмануть общество, по мнению Попхадзе, это постепенно превратить «Грузинскую мечту» в «Нацдвижение» – лоббируя судей и чиновников, зарекомендовавших себя «покорными исполнителями» противозаконных указаний в годы правления Михаила Саакашвили.

О своих дальнейших планах Гедеван Попхадзе сегодня распространяться не стал, хотя не исключил вхождения в состав новой фракции и присоединения к политической платформе, о создании которой сегодня заявила депутат Эка Беселия, несколько дней назад также покинувшая ряды большинства:

«На первых порах это может подразумевать политическую группу, объединившуюся по тематике, которая напрямую касается реформы правосудия и процесса (восстановления) справедливости».

Эка Беселия, ранее не замеченная в публичной критике Бидзины Иванишвили, сегодня, как и Гедеван Попхадзе, признала, что у нее к основателю «Грузинской мечты» есть претензии. Но это не значит, что она, как это делает оппозиция, «даже в плохой погоде винит Иванишвили».

О том, что пути Иванишвили и депутатов фракции «Грузинская мечта – социал-демократы», могут разойтись, сообщил сегодня и лидер социал-демократов Гия Жоржолиани. Он больше не надеется на то, что «Грузинская мечта» будет отвечать взглядам социал-демократов, которые ратуют за принцип «с каждого по способностям, каждому – по потребностям». Видимо, этот принцип, как стало понятно из слов Жоржолиани, противоречит мировоззрению миллиардера Бидзины Иванишвили.

Ни потеря конституционного, ни возможный распад парламентского большинства не меняют сути происходящего, считает депутат оппозиционной фракции Серги Капанадзе.

«Напрасны разговоры о том, что ушедшие из большинства депутаты станут оппозиционерами. Ни один из тех, кто покинул большинство, не говорит о необходимости смены власти Бидзины Иванишвили. Поэтому все это – внутренние распри, когда одна группа за счет другой старается обрести влияние при дворе Иванишвили», – поделился депутат Капанадзе своей версией «Игры престолов» по-грузински.

Лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе разговоры о распаде большинства назвал преждевременными:

«Возможно, настанет период сложных преобразований. Но хочу сообщить общественности, и в первую очередь нашим сторонникам, что «Грузинская мечта» сохранит в парламенте прочное большинство до парламентских выборов».

Очередные парламентские выборы состоятся через два года, в 2020-м. Сегодня многие наблюдатели вспоминали о том, что в свое время Бидзина Иванишвили, в случае «неисправности» «Грузинской мечты», обещал уйти в оппозицию своей же партии. Настал ли этот момент, сложно судить, ведь Бидзина Иванишвили одной из главных причин возвращения в политику в мае 2018 года называл, в том числе, и разногласия в рядах своей партии.

Иванишвили намеревался сгладить эту ситуацию. С тех пор он часто совещался с представителями большинства в партийном офисе. Но его старания оказались тщетными. Из слов депутата-мечтателя Реваза Арвеладзе следует: причиной тому стал больше демократичный, нежели авторитарный подход к вопросу лидера партии:

«Бидзина Иванишвили всячески старался и старается урегулировать этот вопрос. Но всем ведь мозги утюгом не разгладить, чтобы думали одинаково. Есть люди, которые, как бы перед ними не ставился вопрос, остаются при своем мнении».

По всей вероятности, Иванишвили выбрал другую тактику, схожую с принципом «разделяй и властвуй». Вопреки ожиданиям, он сегодня уже не появлялся в партийном офисе и не созывал всех представителей большинства вместе. Председатель партии по отдельности назначил аудиенции представителям «Грузинской мечты» у себя в резиденции на Мтацминда. К так называемому стеклянному дворцу Иванишвили поток служебных машин в течение дня не прерывался. И никто из политиков, вышедших из резиденции лидера, не стал общаться с журналистами.

Часть грузинских наблюдателей считают, что Иванишвили сделал ставку на молодое поколение «мечтателей» во главе со спикером парламента Ираклием Кобахидзе. Многие сомневаются в том, что ушедшие или отчисленные из большинства политики во главе с Экой Беселия смогут самостоятельно занять пустующую уже многие годы нишу третьей после «Грузинской мечты» и «Нацдвижения» политической силы.

Версий много, слышны предположения и о том, что опальные «мечтатели» станут очередным проектом Иванишвили по созданию сателлитной оппозиции. В чем почти единодушны грузинские наблюдатели, это в том, что основатель «Грузинской мечты» вряд ли поступится своим влиянием в разных ветвях власти. Опираясь на слова самого Иванишвили, в грузинской политике он намерен оставаться до 2030 года. Именно к тому времени, по его прогнозам, грузинское общество окрепнет и в гражданском самосознании, и экономически, а страна, возможно, даже войдет в состав Евросоюза.

XS
SM
MD
LG