Accessibility links

Ветераны «Революции роз» не верят в новую революцию


Михаил Саакашвили, похоже, настроен все же «помахать кулаками». Согласно последнему видеообращению, политик решил сделать ставку на молодых людей
Михаил Саакашвили, похоже, настроен все же «помахать кулаками». Согласно последнему видеообращению, политик решил сделать ставку на молодых людей

Воинственный настрой Михаила Саакашвили и его супруги Сандры Рулофс находит все меньше отклика в рядах соратников по «Революции роз». Оппозиция в большинстве своем не верит в протестный формат, предпочитая битвы не на улицах, а за голоса избирателей.

Оппозиция не хочет лидерства Михаила Саакашвили – сразу несколько политических движений открестились от анонсированной третьим президентом и его супругой Сандрой Рулофс, проигравшей, по данным Центризбиркома, выборы на пост мэра Зугдиди, всегрузинской «волны протеста», которая должна «смыть» режим Бидзины Иванишвили.

Бывшие соратники Саакашвили из «Европейской Грузии» дали понять – экс-президент вновь наступает на грабли собственного эго. В частности, Отар Кахидзе предложил бывшим товарищам по партии из «Нацдвижения» самим ломать голову над тем, как обуздать лидерские амбиции Михаила Николаевича:

«Боюсь, что предмет возмущения, который существовал в «Национальном движении» в 2016 году и из-за чего мы покинули партию, вновь в силе. Для нас позиции Михаила Саакашвили в связи с бойкотированием парламентских выборов, избранием председателя партии и методами борьбы были неприемлемы. Все это привело к распаду партии. Теперь позиции Михаила Саакашвили больше не являются проблемой для «Европейской Грузии», поскольку это теперь проблема лидеров «Национального движения», и пусть они сами с этим разбираются».

Ветераны «Революции роз» не верят в новую революцию
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:11 0:00
Скачать

При этом депутат подчеркнул, что «Европейская Грузия» остается приверженной ценностям «Революции роз». У партии есть амбиции продвинуть страну вперед по пути демократии, но ни революция, ни какие-либо другие акции не являются самоцелью.

«Это должен быть эффективный способ давления на правительство. Не надо давать ложных ожиданий избирателю и не нужно играть с эмоциями общества. Все имеет свое время и место. Выборы имеют смысл даже несмотря на то, какие методы использует Иванишвили», – считает Кахидзе.

Схожей точки зрения придерживается и бывший спикер парламента. Давид Усупашвили, после ухода из правящей коалиции основавший собственное «Движение строительства», не видит в политическом будущем Грузии места для Михаила Саакашвили:

«Мы готовимся к парламентским выборам и точно знаем, что думать о каком-либо успехе вместе с Саакашвили – это пустая мечта. А нам нужно одержать победу над «Мечтой». Последняя акция, в которой я участвовал вместе с Саакашвили, была в ноябре 2003 года и называлась «Революцией роз». После этого 15 лет я не участвовал ни в одной акции вместе с ним и не планирую».

Не планируют идти за своим лидером и некоторые представители самого «Нацдвижения». После публичного демарша главы политсовета партии Ники Мелия в движении наметился очевидный раскол. Заявив о неправомочности призывов экс-президента и его супруги к массовым акциям протеста, Мелия фактически противопоставил себя Михаилу Саакашвили. В частности, Ника Мелия видит в победе кандидатов от «Грузинской мечты» продолжение истории с президентскими выборами. И считает, что такими «победами» власти гораздо быстрее выроют себе политическую могилу, нежели посредством любых акций протеста, устроенных оппозицией.

«Если они считают, что это победа, то, ради бога, это такая же победа, какая была у Саломе Зурабишвили. Да, с каждыми выборами эта власть слабеет. Но надо сказать одну вещь, и это касается лидеров всех оппозиционных партий: если мы что-то говорим, то надо это делать. Надо перестать бросаться словами. Нельзя делать недальновидные заявления. Ничто так не вызывает такую фрустрацию у наших избирателей и ничто не вызывает такого разочарования, как то, когда мы бьем себя в грудь кулаками и заявляем: «сейчас приду и устрою вам!», а потом ничего такого не делаем. Заявлять: «сейчас люди выйдут на улицы» и не делать этого – так нельзя. Ничто так не повергает избирателей в депрессию, как такое отношение», – говорит Мелия.

По его мнению, «Объединенная оппозиция» должна собраться и, проанализировав ситуацию, оставив в стороне эмоции, выработать единый план действий. На что получил отповедь от члена политсовета ЕНД Нугзара Циклаури:

«У каждого человека есть право на собственное мнение, но когда ты являешься председателем политсовета, думаю, подобные заявления должны быть согласованными. Мне кажется, что заявление Ники Мелия как по своему содержанию, так и по своей форме и выбранному времени было абсолютно неправильным. И оно не служит интересам «Национального движения».

В правящей партии и вовсе считают, что оппозиция упустила свой шанс. Спикер парламента Ираклий Кобахидзе посоветовал воинственно настроенным оппозиционерам вспомнить, что «после драки кулаками не машут»:

«Все видели, что выборы прошли в абсолютно справедливой обстановке. Была определенная попытка внести беспорядки в процесс, но в целом все соответствующие субъекты сумели выполнить свои функции, начиная с избирательной администрации и заканчивая правоохранительными органами, и это было очень важно. Традиция проведения демократических выборов в Грузии сформировалась с 2012 года. Есть такое выражение: после драки кулаками не машут, так бы я отозвался о плане действий оппозиции».

Но Михаил Саакашвили, похоже, настроен все же «помахать кулаками». По мнению некоторых наблюдателей, очевидно, уже не особо рассчитывающий на старых соратников экс-президент активно использует социальные сети, чтобы говорить преимущественно с молодежью. Согласно последнему видеообращению, политик решил сделать ставку на молодых людей, пока не вовлеченных в сложные схемы внутрипартийной конкуренции и более подверженных революционной романтике.

XS
SM
MD
LG