Accessibility links

Российские санкции – месяц первый


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Известно, что статистика – вещь скучная и малопривлекательная. В ней мало шарма, она не зажигает страсти и не вынуждает людей идти в пляс или, наоборот, метать громы и молнии. Никто не ждет публикации статистических данных с волнением в душе – «А что там делает наш рост ВВП? И как там обстоят дела с дефицитом текущего счета?» Никто не будет бросать чепчики в воздух в ожидании сногсшибательной информации о росте монетарного агрегата М-2, и ни для кого не будет невыносимой трагедией его сокращение.

В общем, за исключением специалистов, статистика мало кого интересует, а уж доверяют ей еще меньше – что совсем неудивительно, учитывая наше недавнее прошлое. Но – всегда бывают исключения. Как, например, на этот раз. Статистика, которую ждали все – с тревогой и надеждой. Ждали не только эксперты-экономисты, финансисты и трейдеры, но и все остальные. Что также вполне естественно: понятно, что в стране, которая вот уже месяц находится в состоянии туристического эмбарго со стороны крупнейшего партнера в этой области, статистика туристической активности за прошлый месяц – это не просто скучные и сухие цифры. Это сама жизнь во всем ее разнообразии и со всеми рисками.

Найдите сегодня в Грузии человека, которого не интересует, насколько сократилось количество российских туристов, есть ли спад в общем показателе туризма по июлю или есть пусть небольшой, но рост, как страна справилась с российскими санкциями – все это далеко не праздные вопросы. От ответов на них зависит не только туристический бизнес, но и вся страна.

Российские санкции – месяц первый
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:32 0:00
Скачать

Табло на местных валютных обменниках видели? Как цифры прыгают вверх-вниз, повергая в шок и простых граждан, и бизнес? Ну вот, эти цифры напрямую зависят от денег, которые принесут в страну туристы. Это вам не агрегат М-2 – при всем к нему глубоком уважении.

Весь июль прошел в гаданиях на кофейной гуще, имеющих в мире очень небольшой вес с точки зрения реалистичности, ну а в Грузии «мнениям людей» нельзя доверять ни на минуту. Из условно десяти моих знакомых, побывавших на черноморских и иных курортах, пять говорят: «Шеф, усе пропало», пять говорят: «Почти ничего не изменилось, все как было»... Поскольку эти две реальности несовместимы, то очевидно, что кто-то ошибается.

По Тбилиси судить сложно, так как зависимость столицы от российских туристов была значительно меньше, чем черноморского побережья, но если мы об этом все же говорим, то здесь туристов немало, русскую речь слышно реже, чем раньше, но тем менее достаточно часто.

Впрочем, репрезентативность подходов по принципам «одна бабка сказала» или «сам видел» все равно очень низкая. Что баба скажет и какая у нее каша в голове – никому неизвестно, а «сам видел» – всегда субъективно. Больше в этом году туристов или меньше – на ощупь, на глаз, по интуиции определить довольно непросто. Спрашивать у представителей туристического бизнеса – вообще гиблое дело. Все равно что с таксистами говорить о политике – реальную картину все равно не получите, а порция лапши на уши выйдет нешуточная.

Всегда, во все годы, в любой ситуации грузинские предприниматели жалуются. Каждый год, когда слышишь их страдания, приходишь к мнению, что максимум через месяц все полетит кувырком – туристов нет, бизнес в проигрыше, налоги дерут, в общем, «до конца года дойду, а потом – стреляться буду».

Но проходит тот самый месяц, потом еще один, потом год – смотришь, вчерашний кандидат в самоубийцы достроил пару этажей к домашнему отелю, открыл ресторан в собственном дворике, прикупил новую тачку и… снова пошло-поехало: ныть, ворчать, плакать, «все ужасно, туристов нет, скоро, к черту, закроемся». И так по кругу до следующего лета.

Словом, разброс мнений как среди простых граждан, так и представителей туристической индустрии – от прогноза массового голода до уверенности в том, что все хорошо и скоро будет лучше.

В этой ситуации официальная статистика – единственная точка отсчета, от которой можно оценивать положение в туристическом секторе. Кроме того, на прошлой неделе отчет о численности туристов опубликовала исследовательская компания TBC-research. Данные государства и частного источника информации в целом совпали, и, как оказалось, путинский разгром в туристическом секторе не сработал.

Количество российских туристов сократилось на 14%, при этом практически неизменным остается показатель пересечения сухопутной границы – спад наблюдается только на авиационном направлении.

Общее количество туристов, посетивших Грузию в июле, не только не сократилось, но даже выросло – ну, правда, всего на 1%, но в нынешней ситуации даже такой минимальный рост – это своего рода героизм. То, что сектор устоял и продолжил идти вперед даже в условиях российских санкций, – очень серьезное достижение. Ну, правда, реальная цифра потерь все-таки повыше – 14%. Это сокращение в общем показателе категории, входящей в понятие «туристы из России». В эту категорию также входят граждане России грузинского происхождения, которые приезжают погостить к родственникам в Зугдиди и Кутаиси, – на них приходится 20% от общего числа туристов из России. Естественно, их меньше не стало: кто ездил к родным в Зугдиди, тот так и ездит, поэтому сокращение коснулось исключительно туристов, то есть настоящих туристов, а не статистических. Соответственно, спад на российском направлении в реальности больше, чем 14%, однако в любом случае вряд ли выше 20-25%, а это – тоже результат, которого не ждали даже самые отчаянные оптимисты.

Россияне высказали свое мнение относительно путинских санкций, проголосовав ногами. Точнее – колесами. Колесами тех автомобилей, на которых пересекли КПП «Верхний Ларс». Который почему-то странным образом не был закрыт.

Владимир Владимирович, неувязочка вышла: закрыть авиасообщение и оставить сухопутное – это как-то непоследовательно получается. Всем же было понятно: если не заделать все щели, не замуровать все потенциальные входы-выходы, то эффект от санкций будет далеко не таким сногсшибательным, каким мог бы быть...

Что ж, экономика Грузии, и не только туристический сектор, перенесла первый удар российских санкций. Вряд ли в ближайшее время стоит ожидать их ужесточения – Путин не будет расстреливать все патроны за один заход и предпочтет оставить вино и минералку про запас. Ведь неизвестно, что случится в 2020-м и кто победит в выборах. Если победят неправильные пацаны, то вот тогда и пригодятся вино с минералкой.

А пока – будем ждать, что будет дальше. Впереди главный месяц туристического сезона – август. Именно в августе у нас уже будет окончательная статистика, по которой можно будет судить, провалился или нет в этом году туристический сезон в Грузии…

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG