Accessibility links

Почему независимость Абхазии провозгласили только в 1999 году?


Позавчера, в субботу 12 октября, исполнилось двадцать лет со дня принятия Акта о государственной независимости Республики Абхазия. Эту дату в республике нет традиции отмечать широко, посвящая ей торжественные мероприятия и народные гуляния. Она как-то затерялась среди близких ей по этой тематике дат; вот даже и нынешняя, юбилейная, была отмечена лишь в ряде СМИ. И тем не менее это важная веха в новейшей истории Абхазии, без обращения к которой и осмысления ее не понять тот правовой путь, которым двигалась республика последние десятилетия.

Прежде всего, хочу отметить недоумение и возмущение, с которым в абхазском обществе встречают тексты авторов-невежд, коих, кажется, в российских СМИ с каждым годом становится все больше, где упоминается о провозглашении независимости Абхазии и Южной Осетии после августовской войны 2008 года на Южном Кавказе, – хотя провозглашение этой независимости было на много лет раньше, а 26.08.2008 года состоялось лишь признание ее Российской Федерацией. Другая дата (наиболее громко отмечаемая в Абхазии) – это 30 сентября, когда в 1993 году после победы в грузино-абхазской войне РА добилась де-факто независимости.

И тут закономерен вопрос: почему должно было пройти более шести лет после обретения Абхазией 30.09.1993 фактической независимости до провозглашения ее Сухумом 12.10.1999? Самый короткий и абстрактный ответ на этот вопрос: не так все просто в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире. А еще можно задаться в связи с ним и другим вопросом: а почему после натовского силового нажима на Белград в 1999 году должно было пройти более восьми лет, прежде чем 17 февраля 2008 года провозгласила независимость Республика Косово?

Почему независимость Абхазии провозгласили только в 1999 году?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:23 0:00
Скачать

Что касается Абхазии, то, разумеется, маленькая республика, только что вышедшая из кровопролитной разрушительной войны, не могла противостоять всему миру, включая и своего будущего стратегического партнера Россию. Вопреки расхожему представлению, бытующему в грузинском обществе, политическое руководство РФ в 90-е годы, боясь распространения на свою территорию «бациллы сепаратизма», отнюдь не было заинтересовано в отделении Абхазии и Южной Осетии от Грузии, и особенно усиливалась эта незаинтересованность, доходя до экономических санкций против Абхазии и ее блокады, в ходе боевых действий российской армии в Чечне.

Абхазскому лидеру Владиславу Ардзинба при всей его решительности и способности быть бескомпромиссным приходилось в той сложнейшей международной обстановке проявлять недюжинные дипломатические способности. Он соглашался вести с Тбилиси при посредничестве Москвы затяжные переговоры о создании некоего общего государства (парадоксально, что эти переговоры срывались каждый раз по вине грузинской стороны, которая, как всегда, хотела всего исключительно на своих условиях). При этом некоторые абхазские политики на протяжении ряда лет проявляли нетерпение и спрашивали у Владислава Григорьевича (знаю это из частных разговоров): когда же Абхазия объявит о независимости?

И вот 3 октября 1999 года в Абхазии состоялись первые всенародные выборы президента республики и одновременно прошел референдум. По его результатам, 97,7% населения Абхазии выступило в поддержку проекта Конституции, принятой 26 ноября 1994 года. На день проведения референдума на территории Абхазии проживало 219 534 гражданина, имеющих право голоса, т. е. 58,5% от довоенной численности избирателей. В голосовании приняло участие 87,6% граждан, внесенных в избирательные списки, что составило более половины от довоенной численности избирателей.

Через неделю с небольшим, 12 октября 1999 года, президент Республики Абхазия Владислав Ардзинба, спикер Народного собрания – Парламента Абхазии второго созыва Сократ Джинджолия и парламентарии подписали Акт о государственной независимости Республики Абхазия. «Основываясь на воле народа, мы еще раз подтверждаем и провозглашаем Государственную Независимость Республики Абхазия, – говорилось в Акте. – Республика Абхазия намерена строить свои отношения с другими государствами на основе равенства, мира, добрососедства, уважения территориальной целостности и суверенитета, невмешательства во внутренние дела, других общепризнанных принципов политического, экономического и культурного сотрудничества между государствами. Исходя из этого, мы обращаемся к ООН, ОБСЕ, ко всем государствам мира с призывом признать независимое государство, созданное народом Абхазии на основе права наций на свободное самоопределение».

За минувшие два десятилетия членами ООН, которых сейчас 193, стало немало государств. Среди них – 27 сентября 2002 года Тимор-Лешти (Восточный Тимор), 28 июля 2006 года Черногория, 14 июля 2011 года Южный Судан… Но в Абхазии не обижаются на руководящие органы Организации Объединенных Наций, понимая, что не они принимают решения о признании новых государств, а другие государства, каждое само по себе. Что ж, мы уже выучились ждать, как рекомендуется в известной песне про надежду.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG