На церемонии вступления Кипра в председательство ЕС глава Европейского совета Антониу Кошта призвал решить в 2026 году вопрос расширения Европейского союза. Он перечислил страны-кандидаты: Украину, Молдову и балканские государства. Несмотря на то, что Грузия формально сохраняет статус кандидата, глава Европейского совета Антониу Кошта не стал упоминать Тбилиси. В «Грузинской мечте» назвали это издевательством над грузинским народом.
Грузия осталась за бортом ЕС, констатируют представители прозападных сил, комментируя слова главы Европейского совета Антониу Кошты. 7 января он на церемонии открытия председательства Кипра в Совете Европейского союза обозначил цели на 2026 год:
«Следующее расширение, включающее Украину, Молдову и Западные Балканы, имеет решающее значение для укрепления нашего Союза как геополитического игрока. Чтобы расширение стало реальностью, мы должны действовать одновременно на двух фронтах. Во-первых, необходимо продолжить реформы в странах-кандидатах. Во-вторых, Европейский союз должен подготовиться к приёму новых членов».
По словам Кошты, в контексте продолжающихся мирных переговоров по Украине прогресс в вопросе расширения особенно важен в ближайшие месяцы не только для Украины.
«Но 2026 год также важен для присоединения Молдовы и партнёров из Западных Балкан. Что касается Черногории, например, то в течение следующих 12 месяцев могут завершиться переговоры о присоединении, и мы надеемся, что разработка договора о присоединении начнётся очень скоро во время вашего председательства», — обратился Антониу Кошта к представителям страны-председателя, Кипра.
Планы Брюсселя спикер парламента Шалва Папуашвили прокомментировал загодя:
«Это насмешка над грузинским народом, когда говорят так, будто Украина и Молдова в каком-то объективном смысле опережают Грузию. Разумеется, они впереди лишь в объятиях с брюссельской бюрократией. В этом мы их не превосходим».
А вот в остальном, как убеждает Папуашвили, Грузия впереди во всём — «по уровню экономического развития и по качеству демократических институтов»:
«На самом деле никаких переговоров о вступлении нет. Это является процессом выполнения поручений Брюсселя, который заключается в желании неизбранных бюрократов ЕС установить контроль над суверенным государством».
Представители «Грузинской мечты» поддерживают в эти дни президента США Дональда Трампа. С особым энтузиазмом ими было встречено его решение о выходе США из 66 международных организаций, среди которых оказалась и Венецианская комиссия Совета Европы. Этот консультативный орган помогает странам Совета Европы привести национальное законодательство в соответствие с европейскими демократическими и правовыми стандартами. В марте она должна дать правовую оценку принятого «Грузинской мечтой» закона о запрете оппозиционных партий. Ожидается, что оценка будет негативной, с рекомендацией отозвать закон.
Именно желанием заранее обесценить заключение европейских экспертов и объясняют в оппозиции уничижительные слова представителей власти о Венецианской комиссии. При этом власти ссылаются в том числе и на слова госсекретаря Марко Рубио, который днём ранее в соцсети X сообщил причину выхода США из 66 международных организаций: «Мы прекратим субсидирование глобалистских бюрократов, которые действуют вопреки нашим интересам».
«Венецианская комиссия превратилась в обычного политического комментатора, который делает выводы, основанные на политической повестке дня, — заявил вслед за администрацией президента Трампа 8 января спикер парламента Шалва Папуашвили. — Именно это сегодня подтвердили США, выйдя из состава Венецианской комиссии, сославшись на то, что это бесполезная, расточительная организация. Это, безусловно, укрепляет наше мнение о том, что Венецианская комиссия не выполнила свою первоначальную миссию».
Недоволен Венецианской комиссией и вице-спикер парламента Гия Вольский:
«Можно сказать, что эта организация [Венецианская комиссия] превратилась в палку, которую хотят использовать для вмешательства во внутренние дела Грузии. Более того, для развития определённых процессов — дестабилизации, революционного сценария и довольно-таки агрессивной политики».
Представители оппозиции не исключают, что, основываясь на действиях США, «Грузинская мечта» может отказаться от сотрудничества с Венецианской комиссией. С одной структурой Совета Европы — Парламентской ассамблеей ПАСЕ — она отказалась сотрудничать ещё в январе прошлого года в ответ на решение ПАСЕ отложить признание полномочий нового состава грузинской делегации после парламентских выборов октября 2024 года до начала диалога с оппозицией для подготовки новых парламентских выборов. Вместо этого «Грузинская мечта» решила на конституционном уровне запретить три ведущие прозападные оппозиционные партии: «Нацдвижение», «Коалицию за перемены» и «Сильную Грузию — Лело».
Один из лидеров «Коалиции за перемены» Тенго Тевзадзе обвинил власти в непонимании геополитических реалий в целях узкопартийных интересов:
«США, конечно же, усиливают политику безопасности своего государства. То же самое делает Европейский союз. Мы это увидели в виде мирного договора между Украиной, Францией и Великобританией. Грузия от всего этого оторвана. Власти стараются оставить страну в изоляции наряду с Россией. Нашей задачей является поставить «Грузинскую мечту» в изоляцию, а Грузию спасти от изоляции».
Депутат от партии «Гахария за Грузию» Георгий Шарашидзе напоминает грузинским властям, почему им не позволено то, что позволено властям США:
«Нам гораздо больше нужны Совет Европы и Венецианская комиссия, чем Америке. Потому что мы не имеем в стране соответствующей степени демократии, независимых государственных институтов».
Глава политического объединения «Площадь свободы» Леван Цуцкиридзе предупреждает об опасностях, исходящих из политики власти.
«Грузинская мечта» стала патологической вруньей. Она своим избирателям говорит, что ведёт их в Европу с достоинством, и в то же время Шалва Папуашвили посвящает тирады европейским странам. Этим власти стараются, чтобы люди усомнились в существовании Евросоюза, в его влиянии. Такая изоляционистская политика введёт Грузию в тупик. Мы можем оказаться беззащитными перед нашими противниками», — заявил Леван Цуцкиридзе поздно ночью на проспекте Руставели у здания парламента.
Несмотря на то, что власть ужесточает репрессивную политику, участники прозападных акций протеста не намерены отступать, а некоторые оппозиционные партии разрабатывают дальнейшие планы. Один из таких — «план переходного этапа» — накануне представило политическое движение «Площадь свободы».
По словам Левана Цуцкиридзе, это представление о том, какой должна быть справедливая избирательная среда в Грузии, какие шаги должны быть предприняты в первые 100 дней после смены власти, а также как будут восстановлены конституционный порядок, справедливость и политические институты.
«Площадь свободы» считает, что общество должно понимать, что изменится в стране в случае ухода «Грузинской мечты», — отмечается в заявлении оппозиционной партии.
Форум