«Единство и борьба» абхазского турсезона и коронавируса

Сегодня в Абхазии праздничный рабочий день – День флага. В этом году государственному символу страны исполняется 29 лет, но в связи с пандемией коронавируса, а также неустойчивой погодой в эти дни отменены проходившие в последние годы шествие с флагами, концерт и забег утром на сухумской набережной.

Народная артистка Абхазии и России, оперная дива Хибла Герзмава объявила, что, к ее большому сожалению, концерты в рамках фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…», которые должны были состояться 13 августа в концертном зале Пицундского храма и 15 августа в Государственном Русском театре драмы имени Фазиля Искандера, отменены», но она надеется на проведение их осенью.

Читайте также Ираклий Хинтба: «Закрыть учреждения культуры – это не решение вопроса»

Ситуация с пандемией в Абхазии действительно внушает тревогу. Вот динамика официального ежесуточного прироста заболевших на этой неделе: 196, 101, 171, 195. Статистика бьет, как принято говорить, антирекорды. Но вот что не отменить в связи с ними, так это рекордный по числу посещений Республики Абхазия зарубежными гостями туристический сезон. Да, эта отмена, то есть, по сути, закрытие российско-абхазской границы на Псоу, как полагают аналитики, почти ничего в плане сдерживания пандемии не дала бы, а вот урон экономике республике нанесла бы огромный.

Самый большой кризис в истории туризма в мире продолжается уже второй год. Нынче международные туристические потоки были на 85% ниже уровня 2019 года (и на 65% меньше, чем в 2020 году), сообщает Всемирная туристская организация. Наблюдался небольшой всплеск в мае, но появление новых штаммов COVID-19 и продолжающееся введение ограничений во многих странах приводит к тому, что внутренний туризм возвращается гораздо более быстрыми темпами, чем международные поездки.

Абхазия, можно предположить, относится к тому числу стран, где туризм, согласно статистике, составляет наибольшую долю в экономике (Филиппины, Таиланд и другие). Но так получилось, что на фоне их, несущих огромные экономические потери, руководители абхазской туротрасли рапортуют о том, что российские туристы заполнили местные объекты размещения почти на 100%. На днях СМИ сообщили, что если к 19 июля в 2019-м, допандемийном году, Новоафонскую пещеру посетило 105 274 человека, то в этом – в два раза больше, 210 952 человека. А Рицинский национальный реликтовый парк на 11 июля текущего года посетило уже 297 тысяч человек, лишь на восемь десятков тысяч меньше, чем за весь 2019-й.

Читайте также Абхазский туристический бум во время пандемии

Такой спрос на абхазское направление вызван, как известно, тем, что Россия в период пандемии коронавируса закрыла границы со многими странами, а также правилами въезда, которые эти страны ввели для иностранных граждан в связи с угрозой распространения коронавируса.

Примечательно, что еще в марте 2020 года, когда коронавирусная пандемия только подступала к границам Абхазии, наблюдатели прогнозировали, и для этого не надо было быть оракулами, что к началу летнего турсезона в республике грядет нешуточная полемика между теми, кто озабочен в первую очередь эпидемситуацией и кто – доходами работников туротрасли и госбюжета. Сейчас можно сказать, что все это подтвердилось. С некоторыми, конечно, коррективами. А именно: мало кто тогда почему-то думал, что пандемия растянется и на следующий год; вместе с тем противостояния «стенка на стенку» здесь все же нет. Почему? Потому что понятно, что с закрытой границей на Псоу и прекращением поступления денежной массы от зарубежных туристов выжить всем было бы крайне трудно. При этом очевидно, что от объема турпотока зависит благосостояние не только работников туротрасли и их семей, но и занятых в сфере общепита, торговли и так далее.

Читайте также Людмила Лолуа: «Места забронированы до глубокой осени»

Тем не менее отдельные голоса протестующих раздаются. Запомнилось, как 13 июля одно из местных СМИ процитировало слова министра по туризму Абхазии Теймураза Хишба из его интервью РИА Новости о том, что «туристический сезон в Абхазии побил рекорд посещаемости за последние 30 лет». С какими же раздражением и ненавистью обрушился на него комментатор на сайте СМИ: тот, мол, делает «заявление о рекордах, когда страна вот-вот задохнется от ковида». Другой комментатор взялся объяснять, что отдыхающие едут сюда вынужденно, «а не из-за нашего прекрасного сервиса». Им, конечно, стали возражать, что министр не хуже их понимает причины нынешнего притока туристов, что нельзя мыслить так однобоко и так далее. Противники закрытия границы для россиян часто ссылаются также в соцсетях на цифры, приводимые абхазскими медиками и свидетельствующие о том, что на фоне проходящих сейчас лечение от ковида в стационарах Абхазии около трех сотен человек число заболевших туристов там мизерно, их единицы.

Сегодня «Эхо Кавказа» связалось с президентом «Абхазского союза туризма» Анной Калягиной и попросило ее высказать свое мнение:

«Общаясь с туристами, уверенно можно сказать, что 80% из них либо уже переболели, либо привиты. И они особо не опасаются, но при этом они уже привыкли в России соблюдать все меры безопасности и ведут себя, скажем так, довольно ответственно, если мы сами их не расхолаживаем. Понятно, что они начинают брать пример с нас. Мне кажется, мы сами слишком расслабленно ведем себя в этом отношении. В отелях, на экскурсиях соблюдаются все меры безопасности, нас постоянно проверяет Санэпидслужба».

Читайте также Эдуард Бутба: «Медики Абхазии и население живут в параллельных реальностях»

Что касается того, каков он нынче, российский турист в Абхазии, Анна Калягина сказала:

«К нам сейчас едут туристы… Ну, скажем так, едут, прежде всего, туристы, которые постоянно нас посещают, из года в год, те туристы, которые нас хорошо знают. Но, поскольку многие границы перекрыты и емкость зарубежного туризма для россиян весьма ограничена, Абхазия остается для них одним из очень немногих оставшихся направлений. И вот те люди, которые раньше в Абхазию ни разу не ездили, они посещают Абхазию. И слава богу, что в последнее время все больше позитивных отзывов об Абхазии. При этом едут не только любители отдыха в Турции, но и те, кто раньше ездил в Италию, на Мальдивы, в Таиланд, в целом на европейское Средиземноморье. При этом, когда перекрывали Турцию в 15-м году, Египет в каком-то там году, к нам ехали привыкшие ездить туда, но их, видимо, еще как-то переориентировали туроператоры, ибо путевки надо было как-то возмещать, либо отправлять их по путевке в другое место, то сейчас едут сами, бронируют сами. Стали больше бронировать индивидуальные туры, туры «все включено». То есть это люди, привыкшие к совершенно другому сервису».

На вопрос о том, реален ли прогноз Минтуризма Абхазии, что республику нынче посетят полтора миллиона российских туристов, то есть почти на полмиллиона больше, чем в среднем в последние годы, Калягина ответила:

«Если у нас сезон продлится до ноября и дальше тоже будут люди, то, думаю, это вполне реально, вполне возможно. Это не такая уж большая цифра, тем более что мы считаем и тех туристов, которые приезжают на однодневные экскурсии».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия