От Сухуми до Сочи: абхазским оппозиционерам объявляют меры пресечения

Флаги России и Абхазии, архивная фотография

Дело российских политтехнологов, чью работу на абхазских муниципальных выборах осенью прошлого года пресекли абхазские активисты, вступило в новую фазу. 12 февраля Сухумский городской суд поместил под домашний арест троих оппозиционеров — Гарри Кокая, Хына Думаа и Алмасхана Ардзинба. Накануне Центральный районный суд Сочи в рамках уголовного дела, возбужденного по этому же эпизоду, заочно избрал меру пресечения в виде ареста в отношении тех же лиц, а также ряда других абхазских политиков и активистов, включая депутата парламента самопровозглашенной республики Кана Кварчия. История, начавшаяся с конфликта в офисе на улице Абазинская, давно вышла за пределы обычного уголовного расследования. Сегодня это политический сюжет — о российско-абхазских отношениях, внешнем влиянии и границах допустимого вмешательства во внутренние дела Абхазии.

«Нельзя так относиться к нашим людям»

12 февраля Сухумский городской суд отправил под домашний арест на два месяца троих оппозиционеров — Гарри Кокая, Хына Думава и Алмасхана Ардзинба. Кокая и Ардзинба могут покидать дом не более чем на час в сутки и только в строго установленное время. Думава — до двух часов. Всем троим запрещено пользоваться телефоном и интернетом.

Суд удовлетворил ходатайство прокуратуры Абхазии по уголовному делу, возбужденному 22 декабря. Речь идет о событиях в офисе на улице Абазинская, где накануне выборов в органы местного самоуправления работали российские политтехнологи. Оппозиционеров подозревают в угрозах убийством и причинении тяжкого вреда здоровью, нарушении тайны переписки и краже в особо крупном размере.

Предыстория дела: 5 ноября 2025 перед муниципальными выборами в Абхазии депутат Кан Кварчия и оппозиционные активисты обнаружили в Сухуми офис, где работали трое россиян — Иван Рева, Павел Тимофеев и Дмитрий Будыкин. Там выходила пропрезидентская газета «Абхазский вестник» и велась агитация. Одного из политтехнологов застали за работой в избирательной комиссии, что нарушает местное законодательство. На видео с места событий Рева признавался, что нанимал людей для срыва предвыборных плакатов конкурентов. На следующий день россияне, покинув пределы Абхазии, сообщили, что их избивали и угрожали оружием.

24 ноября российские следственные органы объявили в федеральный розыск трех абхазских оппозиционеров — Кана Кварчия, Эшсоу Какалия и Хына Думава. Их подозревают в разбойном нападении на российских специалистов. Москва заявила, что инициирует их международный розыск. Бадра Гунба заявил, что абхазские депутаты не будут выданы России.

Читайте также Абхазские оппозиционеры ожидают уголовного преследования

Кокая, Думава и Ардзинба добровольно явились в прокуратуру Сухуми. Авторы оппозиционного телеграм-канала «Республика» расценили это как признак уверенности в своей невиновности и готовности отстаивать позицию в суде:

«Люди, которые чувствуют за собой вину, обычно выбирают иную тактику. <...>. Мы будем внимательно следить за развитием ситуации и рассчитываем на открытое, прозрачное и объективное расследование. Справедливость должна стать не декларацией, а практикой».

Адвокат Гарри Кокая, депутата парламента прошлого созыва, на заседании подчеркнула, что ее подзащитный мог покинуть территорию республики, но этого не сделал. По ее словам, в деле отсутствует достаточная доказательная база, а в показаниях предполагаемых потерпевших есть противоречия.

Телеграм-канал «Газета.abh» приводит слова адвоката:

«Нельзя так относиться к нашим людям. Это депутаты парламента».

Сам Кокая назвал обвинения «грязными» и политически мотивированными, заявив, что действия оппозиционеров были направлены на защиту интересов страны.

Версия следствия

Следствие утверждает, что 5 февраля 2025 года около 40 человек прибыли к офису по улице Абазинская, 36. По данным прокуратуры, не менее пяти человек (их личности пока не установлены) угрожали россиянам убийством, демонстрировали огнестрельное оружие, наносили удары, требовали передать пароли от техники Apple.

Кроме того, по версии обвинения, были похищены крупные суммы денег:

  • 200 000 рублей — у Ивана Ревы,
  • 408 000 рублей — у Павла Тимофеева,
  • 1 150 000 рублей — у Дмитрия Будыкина.

Всего — более 1,7 миллиона рублей.

«Продолжая реализацию своего преступного умысла, вышеуказанное неустановленное лицо, вооруженное пистолетом системы «Макарова», угрожая убийством нанесло удары рукой по голове Тимофееву П.И., и другое неустановленное лицо с применением пластмассовой бутылки с водой, также нанесло удары по голове последнего. Действия вышеуказанных лиц, с учетом демонстрации оружия и общей обстановки, свидетельствовали о реальности высказанных угроз и вызвали у Тимофеева П.И. и Ревы И.Е. обоснованный страх за свою жизнь и здоровье», — говорится на сайте пресс-службы Сухумского городского суда.

Читайте также «Киут наговорил сегодня минимум на вотум недоверия»

Список из десяти

До решения, принятого в Сухуми, Центральный районный суд Сочи заочно арестовал тех же фигурантов по тому же делу, но не только их. По данным телеграм-канала «АИАШАРА» со ссылкой на генпрокуратуру Абхазии, материалы, поступившие из следственных органов России, были переданы в МВД республики для исполнения. В присланном списке — десять человек, объявленных в розыск в России 12 ноября:

  • Кан Кварчия,
  • Эшсоу Какалия,
  • Низфа Аршба,
  • Тенгиз Агрба,
  • Гарри Кокая,
  • Алмасхан Ардзинба,
  • Хына Думава,
  • Эфрем Кварчия,
  • Аслан Кмузов,
  • Давид Накопия.

Пока абхазский суд определил меры пресечения только в отношении троих. Таким образом, в отношении части обвиняемых фактически одновременно действуют две меры пресечения — российская и абхазская.

Среди фигурантов — журналист и главный редактор телеграм-канала «АИАШАРА» Низфа Аршба. Она находилась на месте событий и задавала вопросы одному из политтехнологов на камеру.

Читайте также Абхазские суды вынесли вердикты и продлили кризис

Отметим, что 3 февраля в прокуратуру для дачи показаний вызывали Эшсоу Какалия и Аслана Кмузова. Их отпустили под подписку о невыезде, однако подписывать документ они отказались, заявив о нарушении конституционных норм.

На допрос явился и Давид Накопия, в отношении которого в России возбуждено дело о разбое, но который утверждает, что в день инцидента не находился ни на месте событий, ни даже в Сухуми. Тем не менее обвинения с него не сняты.

3 февраля в ходе предварительного расследования прокуратура Сухуми объявила в розыск гражданина Абхазии Гарри Цвижба. Ранее Ахра Смыр называл его координатором газеты «Абхазский вестник». Прокуратура заявляет, что 22 декабря было возбуждено уголовного дела не только против граждан Абхазии, но и трех российских политтехнологов по факту незаконного финансирования избирательной кампании.

Изначально прокуратура Абхазии по запросу депутата Кана Кварчия возбудила административные дела в отношении гражданина России Ивана Ревы и учредителя газеты «Абхазский вестник» Ахры Смыра. По итогам рассмотрения дел судьи признали их виновными и назначили штрафы. Ивана Реву признали виновным в совершении административного правонарушения по трем статьям. Наказание — штраф 1800 рублей по каждой. Ахре Смыру суд назначил штраф в размере 48 тысяч рублей.

Требования Москвы

Проправительственные телеграм-каналы утверждают: Кан Кварчия и его сторонники, возможно, рассчитывали избежать ответственности, однако у российской системы правосудия иная позиция. Канал «Insider Абхазия» подчеркивает, что речь идет не просто об обвинениях, а о выбранной мере пресечения, а значит механизм ответственности запущен как в России, так и в Абхазии:

«Абхазия правовое государство. <...>.И именно это и называется неотвратимостью наказания. Однако. Понесет ли наказание Кан Кварчия, или он, зная о своем иммунитете, просто подставил своих же?».

Член Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Александр Ионов в комментарии газете «ВЗГЛЯД» заявил, что спецслужбы Абхазия обязаны содействовать задержанию подозреваемых. По его словам, депутатский иммунитет не отменяет действия закона.

Александр Ионов

«Если депутат наделен неприкосновенностью, но совершает противоправные действия, а разбой – это тяжкое преступление, он обязан отвечать по закону, а не прикрываться статусом. Кроме того, депутат – человек, который должен отстаивать закон, а не нарушать его», — заявил Ионов.

Член СПЧ напомнил, что международная практика допускает привлечение парламентариев к уголовной ответственности — после снятия неприкосновенности либо в рамках двусторонних соглашений. Ионов также указал на существующие механизмы международного розыска через структуры ООН и Интерпола и отметил, что Россия вправе объявлять розыск в одностороннем порядке.

Президент Бадра Гунба уже заявлял, что абхазские граждане не будут выданы России.

Ионов отметил, что затягивание этого вопроса может повлиять на российско-абхазские отношения.

«Россия играет важную роль в поддержке Абхазии, абхазский народ для нас братский. Но когда отдельные лица полагают, что они защищены от справедливости и могут безнаказанно нарушать закон, пусть вспомнят примеры российских парламентариев. Рауф Арашуков был задержан прямо во время заседания Совета Федерации, других депутатов также задерживали на пленарных заседаниях. Закон един для всех не только для граждан России, но и для иностранцев, совершивших преступления против наших соотечественников», —добавил Ионов.

Читайте также «Позиция обиженного ребенка»: в Абхазии больше не выдают внутренние паспорта РФ

Рауф Арашуков — бывший сенатор от Карачаево-Черкесии.
30 января 2019 года был задержан прямо во время заседания Совета Федерации после лишения сенаторской неприкосновенности по представлению Генеральной прокуратуры. Его обвинили в организации убийств, участии в преступном сообществе и давлении на свидетеля.

Телеграм-канал «Абхазия-Центр» считает, что обвиняемым фактически закрыт въезд в Россию, но внутри Абхазии их вряд ли будут задерживать, однако пространство для их политических действий существенно сужено. Авторы считают, что именно этого и добивалась российская сторона — политической нейтрализации несогласных. При этом, по их мнению, у Москвы всегда сохраняется возможность усилить давление. Канал также проводит параллели с политикой России в других постсоветских республиках, утверждая, что применяется универсальный сценарий без «индивидуального подхода»:

«Везде ставка на малопопулярных в народе лидеров, политические партии с низким рейтингом, желательно подпорченные коррупцией. А всех остальных объявить русофобами, агентами иностранных фондов и спецслужб, а если слишком будут возмущаться, то дальше по нарастающей: уголовные дела, санкции, вредители в сельхозпродукции, карантин для туристов, переворот, зеленые человечки и СВО».

Впрочем, как подчеркивает канал, вопрос не только в конкретных фигурантах — заочном аресте Гарри Кокая, лишении гражданства Кана Кварчия, нахождении Ираклия Бжинава в СИЗО или признании Низфы Аршба иноагентом. Гораздо важнее, считают авторы, возможная институционализация подобных методов.

Читайте также «Иноагентом объявили саму свободу слова»

Если такая практика закрепится, предупреждает «Абхазия – Центр», может возникнуть ситуация, при которой «Москве просто не с кем будет говорить» в Сухуми.

Между тем, на фоне нарастающего кризиса в российско-абхазских отношениях стало известно, что Бадра Гунба отправился в Москву с рабочим визитом. Это уже четвертая его поездка в российскую столицу с момента вступления в должность президента.

Читайте также В Абхазии водители фур недовольны усилением проверок на КПП «Псоу»

Подписывайтесь на нас в соцсетях