Accessibility links

Праздник внезапной оттепели


Утро для азербайджанских журналистов и правозащитников выдалось неожиданно добрым: в зале Бакинского апелляционного суда был наконец освобожден журналист Рауф Миркадыров, обвиненный в шпионаже в пользу Армении
Утро для азербайджанских журналистов и правозащитников выдалось неожиданно добрым: в зале Бакинского апелляционного суда был наконец освобожден журналист Рауф Миркадыров, обвиненный в шпионаже в пользу Армении

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ о помиловании. В списке, насчитывающем почти полторы сотни человек, немало правозащитников, журналистов, представителей гражданского общества. В тот же день Бакинский апелляционный суд принял решение по жалобе осужденного журналиста Рауфа Миркадырова: шестилетний срок заменен условным пятилетним.

Утро для азербайджанских журналистов и правозащитников выдалось неожиданно добрым: в зале Бакинского апелляционного суда был наконец освобожден журналист Рауф Миркадыров, обвиненный в шпионаже в пользу Армении и приговоренный в конце прошлого года к шести годам строгого режима. Реальный срок заменен условным пятилетним. Встретившись с коллегами, Рауф Миркадыров сказал, что будет бороться за полное оправдание, и выразил надежду на возвращение в журналистику, которой профессионально занимается 30 лет.

Едва утихла радость по этому поводу, пришла новость о помиловании, указ о котором подписал президент Азербайджана Ильхам Алиев. В списке освобожденных – от оставшейся части наказания, исправительных работ или штрафа – 148 человек, среди которых десятки тех, кого называли «политзаключенными», – представители оппозиционных партий, известные правозащитники, в частности, Расул Джафаров, журналисты, другие представители гражданского общества, в том числе четверо из шести активистов гражданского движения «Нида», которое несколько лет назад было фактически разгромлено властью с особой жесткостью.

Вместе с тем ряд знаковых фигур остались вне президентского списка: журналистка Хадиджа Исмаилова, лидер гражданского движения «РеАл» (Республиканская альтернатива) Ильгар Мамедов, активисты «Нида». Но даже то, что случилось, стало, как говорит коллега Рауфа Миркадырова, главный редактор кампании «Знай свои права» Ниджат Меликов, настоящим праздником, к тому же совершенно неожиданным:

«Конечно, были ожидания, что все-таки освободят и Ильгара Мамедова, и Хадиджу Исмалову, и некоторых других, но, может быть, забрезжил какой-то луч света».

Не настраивало на оптимистический лад и то, что формально указ был приурочен к празднику Новруз.

«Этот список ожидался еще к Новом году, но тогда никто из политзаключенных не попал в список, учитывая то, что тогда еще в обществе вызвала напряжение вторая девальвация», – добавил он.

Наблюдатели, впрочем, не склонны переоценивать значение гражданского общества в деле освобождения политзаключенных. Азербайджан переживает жесточайший экономический кризис, который рискует перерасти в политический и самым непосредственным образом по этой причине связан и с внешнеполитической ориентацией страны.

«Со многим связывают, даже с какими-то геополитическими процессами на Ближнем Востоке, недавним визитом президента в Турцию. Для того, чтобы как-то разрядить обстановку в обществе в связи с обострением социально-экономических проблем», – высказал предположение Ниджат Меликов.

Политолог Ильгар Велизаде не исключает и внутриполитических, и даже внутривластных мотивов случившейся вдруг оттепели. В одном из банковских скандалов, как говорит Велизаде, сыграло скверную роль руководство Министерства национальной безопасности, после чего было ликвидировано:

«Все эти дела велись, конечно, в свое время в рамках этого ведомства. Я не исключаю, что есть какая-то связь».

Вместе с тем Велизаде тоже полагает, что в основе решения о помиловании – целый комплекс причин:

«Причины в изменении глобальной политики. Посмотрите на то, что происходит в регионе, на последнюю динамику. В данном случае, да, это все-таки западный вектор. Происходит интенсификация диалогов между Азербайджаном и западными политиками, и в рамках этих визитов постоянно обсуждалась эта тема. Речь идет об экономической составляющей, и сейчас уже можно говорить о политической составляющей. Как будет продолжаться этот диалог, все-таки покажет и время, и конкретные факты, позволяющие говорить о том, развивается ли он достаточно интенсивно в разных направлениях или же все-таки имеет свои проблемы. Я думаю, что в данном случае речь идет о таком двустороннем движении».

XS
SM
MD
LG