Accessibility links

Музей истории костюма и совести


Все костюмы, представленные на экспозиции, когда-то принадлежали реальным людям, которые жили в разных регионах страны в XVIII-XX вв.
Все костюмы, представленные на экспозиции, когда-то принадлежали реальным людям, которые жили в разных регионах страны в XVIII-XX вв.

Неделя музеев проходит в Тбилиси. В частности, в музее истории им. Симона Джанашия демонстрируют грузинские национальные костюмы. Как одевались в Грузии пару веков назад, чем отличались костюмы людей, проживавших в различных регионах Грузии, как и кем они создавались и как определялась совестливость крестьянина по костюму?

Платье нежного молочного цвета в пол с черным, расшитым золотыми нитками поясом, который ниспадает к подолу. На поясе цветочный орнамент, гармонирующий с бархатной вставкой на груди, которую обрамляет жемчужная нить. Это платье было создано во второй половине XIX века. Такие носили женщины в Самегрело.

Музей истории костюма и совести
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:00 0:00
Скачать

Все костюмы, представленные на этой экспозиции, когда-то принадлежали реальным людям, которые жили в разных регионах страны в XVIII-XX веках. У костюмов много общего, хотя при этом есть определенные отличия. Так, женское сванское платье – единственное из всех представленных абсолютно черного цвета, расшито серебряными декоративными элементами на груди. На талии – массивный пояс, тоже из серебра. Черный цвет одеяния в сочетании с тяжелыми украшениями делает его похожим в какой-то степени на боевой костюм.

Совсем иное платье – мтиульское. Оно кажется более практичным, хотя при этом выглядит нарядным. Юбка – немного ниже колена, поверх нее передник, украшенный монетами и орнаментами, которые вторят рисунку, вышитому на верхней части одежды. Тут же абхазский костюм – шелковое платье в пол с бархатной вставкой, которая украшена серебряными узорчатыми пластинами на груди. Доктор искусствоведения Изольда Меликишвили говорит, что во многом стиль той или иной одежды продиктован различными влияниями – политическим, экономическим, – которые оказывали в определенный период страны друг на друга:

«В зависимости от того, кто и в какой период завоевывал страну, произошли изменения в нашем костюме. Например, в Западной Грузии, особенно в женской одежде XVII-XVIII веков, очень хорошо видно влияние османских элементов. В Самцхе-Джавахети также заметно влияние мусульманского мира. Из традиционных костюмов, которые дошли до нас, наиболее отличен от костюмов, которые существуют в мире, хевсурский, похожий не встречается практически нигде. Он отличен и в плане техники, и цветовой гаммой, и своей формой».

У князей, как и у крестьян, была и повседневная, и выходная одежда, рассказывает Изольда Меликишвили. В Хевсурети был еще один тип одежды – «сахатэ» – то есть образная, иконная. Женщины должны были надевать ее на религиозные праздники. А выходной костюм простых людей назывался «санамусо», название которого происходит от слова «намуси», то есть совесть.

«Знаете, почему он назывался «санамусо»? Существует такое определение относительно того, что одежда, которую носит человек, во-первых, украшает его самого, а во-вторых, когда он попадает в определенную группу людей, будь то свадьба или любое другое событие, он своей одеждой не должен поставить в неловкое положение других. То есть у него обязательно должен быть костюм на выход».

Таким образом, можно сказать, что наличие приличной одежды было фактически вопросом чести. К совести крестьян взывали и другие правила поведения в обществе. Простой человек, который, возможно, и мог позволить себе дорогой костюм, никогда бы не решился заказать себе такой, говорит Изольда Меликишвили. Одежда определяла статус человека, соответственно, костюмы из дорогой ткани, расшитые золотом, должны были носить только люди определенного сословия.

Сшить такой костюм было непросто и очень дорого, говорит искусствовед. Мастера собственноручно ткали шелковые ткани, расшивали их. Стоимость во многом зависела от используемого материала. Сообщество портных, как представителей этой определенной профессии, появилось только в конце XVIII – начале XIX веков, продолжает Меликишвили. До этого люди, создававшие одежду, в исторических источниках упоминались главным образом как вышивальщики. А с появлением мастерских и самих мастеров как группы появились и определенные традиции.

«Когда ученики портных, которые шили чохи, заканчивали обучение, они проходили определенную церемонию посвящения в мастера. Есть даже фотография. На ней несколько портных, за поясом у каждого из них большие ножницы. А один из них, который проходит церемонию посвящения, – без ножниц, с цветами в руках».

По словам куратора этой выставки Гулико Квантидзе, все костюмы, представленные на экспозиции, – собственность музея им. Симона Джанашия. Некоторые из них нуждались в реставрации, на которую у специалистов ушло несколько месяцев. Куратор рассказывает о том, как эти костюмы стали обитателями музея:

«Начиная с 1852 года, фонды музея пополнялись. Это были пожертвования, какие-то экспонаты приобретал сам музей, что-то было обнаружено в ходе экспедиций. На этой экспозиции представлены также вещи мемориального характера. Это, например, царское одеяния Теймураза II, которое было найдено в ходе раскопок. Или швейная машинка, которая принадлежала Текле Батонишвили».

Экспозиция, приуроченная к Международному дню музеев, продлилась всего день. Наряду с ней прошла также выставка оружия, экспозиция работ немецких художников, которые жили и работали в Грузии в XIX-XX веках, и ряд других мероприятий. Неделя музеев завершится завтра в этнографическом музее под открытым небом им. Георгия Читая.

XS
SM
MD
LG