Accessibility links

Провальный курортный сезон в Абхазии: кто виноват?


Министр по курортам и туризму Абхазии Автандил Гарцкия считает поспешным говорить о провальности нынешнего сезона
Министр по курортам и туризму Абхазии Автандил Гарцкия считает поспешным говорить о провальности нынешнего сезона

В прошлую субботу я ездил в Сочи и, следовательно, дважды, туда и обратно, пересек российско-абхазскую границу на КПП «Псоу». В предыдущие годы всячески избегал делать это в летние месяцы, отправлялся в путь только в самой безвыходной ситуации, потому что мучительное преодоление границы в течение часа и больше – удовольствие, как говорится, ниже среднего. Но на сей раз переходы оказались очень легкими – в российскую сторону около девяти утра стоял в очереди всего из человек семи-восьми, а в абхазскую около четырех вечера – из человек пяти.

Одна из двух причин этого была позитивной – работали абсолютно все 12 окошек на российском погранпосту, чего года два-три назад даже в самый пик сезона никак не могли добиться. А вот вторая – увы, безрадостной: поток туристов через границу, который в последние годы напоминал полноводную реку, сейчас представляет собой тонкий ручеек. И эта картинка стала иллюстрацией к тому, что и так уже было известно из СМИ: немало публикаций в них успело выйти с кричащими заголовками о том, что в Абхазии провальный туристический сезон.

Провальный курортный сезон в Абхазии: кто виноват?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:24 0:00
Скачать

Не только абхазские, но и российские СМИ растиражировали информацию о заседании в начале этого месяца Абхазского союза туризма, на котором отмечалось резкое падение заполняемости гостиниц и числа заявок на бронирование, жалобы отельеров на то, что за три года цена оформления иностранного работника возросла с 6 до 20 тысяч рублей, что создает у них проблемы в работе. В комментариях в абхазском сегменте интернета к таким публикациям встречались и упреки представителям Абхазии: зачем, мол, отпугивать потенциальных туристов такими заявлениями? Это, мол, либо непрофессионализм, либо вообще злой умысел. Берите, мол, пример с крымчан, которые умеют «делать хорошую мину при плохой игре»… Совет, конечно, весьма спорный. Вообще-то о проблемах с туристическим сезоном в Крыму все равно хорошо известно из СМИ. И, по-моему, рекомендация Абхазскому союзу туризма «молчать в тряпочку» в наивной надежде, что это замалчивание поможет каким-то образом увеличить турпоток, выдает недалекость рекомендующих. Ведь это почти на уровне мышления малышей, которые закрывают глазки ручками и думают, что спрятались.

Поиски виноватых в столь неудачном старте сезона приводят некоторых и к другим схожим умозаключениям. Сам я не слышал, но рассказывали, как один абхазский госчиновник возмущался потоком в этом месяце криминальной информации из Абхазии в СМИ, которая, мол, тоже работает на срыв туристического сезона. Любопытно при этом, что, когда он был оппозиционером, его подобный поток негативной информации вовсе не смущал. Ну, это понятно… Что касается сути утверждения, то не журналисты ведь виноваты в резонансных изнасилованиях, взрывах и стрельбе на бытовой почве. И если в советские времена подобные преступления можно было по указанию партийных органов и замолчать, то ныне СМИ, промолчавшее о том, о чем трубят другие СМИ и посты с комментариями в соцсетях, этим молчанием проявит свой непрофессионализм – только и всего. Я уже говорил как-то недавно на «Эхе Кавказа» (публикация «Абхазский триллер в эпоху интернета»), что лично мне с гораздо большим удовольствием писалось на добрые и светлые темы, но жизнь вынуждает писать и о «чернухе», это наш профессиональный долг.

Причем, по моим наблюдениям, подавляющее большинство россиян, принимающих решение, куда им отправиться на летний отдых, делают это задолго до того, как оправиться в путь, и приоритетным тут для них является вовсе не изучение интернет-публикаций с криминальной хроникой в регионе (криминала хватает везде).

И еще. Для более объективной оценки ситуации необходим и более широкий взгляд на предмет разговора. Не уверен, знаком ли упомянутый чиновник с тем, что аналогичный откат в цифрах турпотока по сравнению с прошлым годом наблюдается и в Краснодарском крае, и в Крыму. То есть это отнюдь не только «абхазское явление». Взглянем также на динамику последних лет. Когда я, решив проанализировать интернет-публикации на данную тему, набрал в поисковике слова «Провал курортного сезона в Абхазии», почти все публикации с похожими заголовками оказались… шести-семилетней давности. Да, помню тогда целую серию публикаций такого содержания, хотя по итогам сезона он оказался не таким уж катастрофическим. Это напомнило мне о давно замеченном и, пожалуй, неизбежном чередовании удачных и неудачных туристических сезонов. Порой неудачность оказывалась неожиданной, так как слагаемые ее подчас было трудно предугадать.

Но в данном случае наблюдатели еще в конце прошлого, рекордного по числу туристов летнего курортного сезона в Абхазии заговорили о том, что надо быть реалистами и что открытие для россиян после стабилизации российско-турецких отношений «турецкого берега» и возможное открытие египетского направления наверняка снизят туристический поток в нашу республику в 2017-м. Египетское направление пока так и не открылось, но Турция с ее отлаженной курортной индустрией и оптимальным соотношением цены и качества для самых разных категорий туристов похоронила надежды многих в турбизнесе рублевой зоны, что все и дальше пойдет «на автомате».

Больше того, нынче сложился воедино целый ряд факторов, повлиявших на резкое «обмеление» турпотока как в Абхазию, так и в близлежащие российские курортные регионы. Одно из российских интернет-изданий отчеканило это в заголовке своей публикации: «Погода, крепнущий рубль и Турция резко снизили турпоток в Абхазию». Действительно, если большинство россиян радует рост курса рубля по отношению к доллару США (в начале 2015 года доллар стоит около 81 рубля, а сейчас около 58 рублей), то для работающих в туристической отрасли стран рублевой зоны он, этот рост, оказывается не выгоден. Ну, и погода… Конечно, в Абхазии не было в мае снегопадов, как в Москве и ряде других российских городов, и заморозков, как там же в июне, но отдых в «сезон дождей» никого не прельщает.

Только в последние три-четыре дня установилась жаркая погода и морская вода сегодня прогрелась до 24 градусов. Да и не надо забывать, что пиковыми по числу туристов в Абхазии всегда считаются июль, август и сентябрь.

Министр по курортам и туризму Абхазии Автандил Гарцкия в сегодняшнем интервью ГИА «Апсныпресс» заявил, что считает поспешным говорить о провальности нынешнего сезона, хотя начался он действительно с худшими показателями по сравнению с предыдущими тремя удачными сезонами. Так, по данным министерства, к 20 июня количество туристов, посетивших Рицинский реликтовый национальный парк, составило около 71 тысячи человек, тогда как в прошлом году было около 100 тысяч человек. Аналогичные цифры по Новоафонской пещере – 68,5 тысяч и почти 76 тысяч человек.

Будем дальше надеяться на погоду и на благоразумие работающих в турбизнесе, многие из которых уже начали снижать слишком задранные цены на жилье и прочее.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG