Accessibility links

Футбол и политика: почему грузины болеют против России


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Обстановка вокруг матча Хорватия-Россия 7 июля стала предметом глубокого взаимного недопонимания между российскими туристами, которые в этот день оказались в Грузии, и их хозяевами. Это проявилось в немногочисленных инцидентах, но гораздо больше – в горячих обсуждениях в социальных сетях.

Туристы из России, естественно, болели за своих и делали это так, как делают болельщики в различных странах мира: собирались в общественных местах, где есть телевизоры, демонстрировали флаги своей страны и громко выражали свои эмоции.

С другой стороны, большинство грузин, сидящих у себя дома или собравшихся в тех же общественных местах, поддерживали команду Хорватии. Причиной этого была не особая любовь к хорватскому футбольному стилю, а политика: в Грузии Россию видят как страну-оккупанта и источник опасности. Для грузин естественно желать победы любой команде, которая играет против России. Победа хорватов вызвала почти повсеместное ликование в грузинских социальных сетях. Кто-то отдавал предпочтение России, но они оказались в меньшинстве.

Футбол и политика: почему грузины болеют против России
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:12 0:00
Скачать

Но самое интересное происходило там, где вместе оказывались российские болельщики и грузины, горячо болеющие за Хорватию, – точнее, против России. На одной из площадей Батуми грузинская болельщица (одновременно известная как правозащитница) громко оспорила право российской туристки размахивать флагом своей страны. Россиянка пожаловалась в полицию, сказав, что на нее физически напали, а грузинка в ответ обвинила ее в клевете, сказав, что инцидент был чисто словесный.

Менеджер другого батумского бара дал понять, что он и его заведение болеют за Россию, чем рассердил грузинских посетителей. Пользователи социальных сетей начали кампанию за бойкот этого бара, что кончилось увольнением менеджера.

Такие вещи вызвали острые споры. Многие громко возмущались: мы не должны терпеть на своей территории государственную символику страны-оккупанта, будь то флаги или георгиевские ленточки. Кто-то возражал: да, мы тоже радовались, что хорваты выиграли, но раз Грузия принимает российских туристов и с удовольствием разрешает им тратить деньги, надо терпеть и их флаги.

Кто в данном случае прав? Определенное противоречие действительно есть. С одной стороны, Грузия широко открыла двери российским туристам, в одностороннем порядке введя для граждан России безвизовый режим. Причем это сделало правительство Михаила Саакашвили, которое уступчивостью по отношению к России никак не отличалось. Замысел был, прежде всего, политический. Туризм – мягкая сила Грузии; по замыслу Саакашвили, поездки российских туристов в Грузию разрушили бы негативный имидж этой страны, который насаждала агрессивная антигрузинская пропаганда российских СМИ. Крайне наивно было бы предполагать, что позитивное восприятие Грузии со стороны российских граждан как-то изменит политику Путина или что довольные российские туристы потребуют такого изменения. Но на каком-то этапе социальный капитал взаимной благосклонности может оказаться полезным.

Конечно, экономически фактор тоже важен. Туризм – самый успешный и быстрорастущий сектор грузинской экономики; россияне вносят в него серьезный вклад: в прошлом году 18 с половиной процентов всех визитеров были из России. Это немало, хотя говорить, что туристическая индустрия Грузии зависит в основном от россиян (что иногда можно услышать), – сильное преувеличение.

Но все это никак не отменяет восприятие России как страны, которая не уважает суверенитет Грузии и оккупирует часть ее территории. Может показаться парадоксальным, но до сих пор на отношении к российским туристам это практически не отражалось. Последние, как правило, отмечают, что с ними в Грузии обращаются очень хорошо. Но отношение к конкретным людям и к государственной символике враждебно настроенной страны – разные вещи.

Сохранять это различение трудно, но надо. В Грузии и в советское время негативное отношение к России как империи, как правило, не перерастало в агрессию по отношению к рядовым русским. Но последним тоже полезно понимать, что, если к ним обращаются вежливо и гостеприимно, это никак не означает, что грузины примирились с политикой их государства. Демонстрация имперских атрибутов будет вызывать раздражение, а иногда – агрессию, и ничего удивительного в этом нет. Эту проблему невозможно решить принятием какого-либо законодательства – если, конечно, вообще не закрыть Грузию для российских туристов. Но кроме формальных законов есть еще и здравый смысл.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG