Accessibility links

«Хотят ли русские войны?»


По словам Константина Затулина в Абхазии уважают память о миротворческой миссии, в ходе которой погибло за время ее осуществления 117 русских солдат и офицеров
По словам Константина Затулина в Абхазии уважают память о миротворческой миссии, в ходе которой погибло за время ее осуществления 117 русских солдат и офицеров

Сегодня в конференц-зале Дома Москвы в Сухуме состоялась беседа за «круглым столом» «Хотят ли русские войны?», приуроченная к 25-летию с начала миротворческой операции в зоне грузино-абхазского конфликта. Она была организована по инициативе ветеранов-миротворцев, руководства Республики Абхазия и российского Института стран СНГ, которым руководит первый зампредседателя комитета Госдумы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.

Открывая беседу, Константин Затулин упомянул о ее «поэтическом» названии. Действительно, стихи «Хотят ли русские войны?», написанные поэтом Евгением Евтушенко после его зарубежной поездки в страны Запада почти шестьдесят лет назад, в 1961 году, и созданная на их основе песня были когда-то чрезвычайно популярны. И вот теперь, на новом витке истории, этот вопрос снова актуализировался в мире, и снова возникает потребность ответа на него.

Константин Затулин
Константин Затулин

Развернутая в июне 1994 года операция коллективных сил по поддержанию мира на грузино-абхазской границе по реке Ингур позволила достичь двух важных задач – установить прочный режим прекращения огня после грузино-абхазской войны и обеспечить необходимые условия для реализации подписанных в том же году между Абхазией и Грузией договоренностей, заложивших правовой фундамент по урегулированию взаимоотношений. Несколько дней назад в Абхазии уже торжественно отметили четвертьвековую дату развертывания коллективных сил СНГ, которые функционировали здесь более 14 лет, до октября 2008 года. И вот вчера для участия в этом «круглом столе» из Москвы прибыло около двадцати российских гостей. Константин Затулин, который вел мероприятие, сказал, что в общей сложности за эти годы в операции приняло участие более сорока тысяч российских солдат и офицеров (она хоть и проходила под грифом «Коллективные миротворческие силы СНГ», практически в ней участвовали лишь российские военнослужащие). Он продолжил:

«Хотят ли русские войны?»
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:13 0:00
Скачать

«Мы знаем, что в Абхазии уважают память о миротворческой миссии, в ходе которой, как вы, наверное, знаете, погибло за время ее осуществления 117 русских солдат и офицеров, двое из которых были удостоены звания Героя Российской Федерации, посмертно. Эти люди погибли не от абхазских пуль, не от абхазской руки. Они погибли от провокаций, засад, заложенных взрывных устройств с грузинской стороны, которая в свое время, в 94-м, договаривалась, была заинтересована в том, чтобы наши военнослужащие пришли сюда, на берега реки Ингур, с тем, чтобы конфликт, начавшийся в 1992 году вторжением грузино-абхазских войск в Абхазию, не возобновлялся. Но за время этого миротворчества позиции грузинского руководства менялись. Если вначале, в 1994 году, проигравшая сторона была очень заинтересована в этом, они боялись, что абхазская сторона окажет какое-то влияние на внутренние события в Грузии, боялись за свою власть, я имею в виду Эдуарда Шеварднадзе, который тогда был во главе Грузии, то оправившись, в том числе и благодаря миротворцам, которые не допускали возобновления военных действий, грузинская сторона перешла к провокациям. Эти провокации многократно усилились после прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили».

Затулин также отметил: «Абхазия навсегда осталась в моей жизни, и нам есть чем гордиться. Миротворческую миссию в Абхазии мы достойно завершили признанием независимости Республики Абхазия и Южной Осетии. Россия всегда будет защищать Абхазию, мы находимся с ней в тесных взаимоотношениях и желаем успеха ее независимости». Сказав, что Россия поддерживает руководство республики в его усилиях, чтобы независимость РА состоялась во всех смыслах, Затулин обратился к недавним событиям в Грузии:

«Только что мы были свидетелями того, как на самом деле и к России, и к Абхазии относятся в Тбилиси. Оказывается, выводов никаких значительная часть грузинского общества не сделала. И вновь отбросила нас ко временам конфронтации, запретов и всего остального. Вновь спекулировала тем, что якобы Абхазия и Южная Осетия – это оккупированные территории, что не имеет ничего общего с действительностью. Абхазия и Южная Осетия – это дорогие для нас соседи, страны, с которыми нас связывает общее прошлое, настоящее и, я надеюсь, общее будущее как союзников и друзей».

Не мог обойти вниманием «Гавриловскую ночь» в Тбилиси и последовавшие события и президент Абхазии Рауль Хаджимба. Он сказал:

«Вы помните процессы, которые неделю назад происходили в Грузии. Ничего не становится уроком. Никаких уроков Грузия не извлекает из того, что происходит с ней и в ее отношениях с внешним миром. К сожалению, и мы порой начинаем забывать о том, что происходило с нами во взаимоотношениях с Грузией. Нам нельзя было говорить на абхазском языке, нам навязывался грузинский язык, навязывалось все, чтобы нас не было».

Не мог обойти вниманием «Гавриловскую ночь» в Тбилиси и последовавшие события и президент Абхазии Рауль Хаджимба
Не мог обойти вниманием «Гавриловскую ночь» в Тбилиси и последовавшие события и президент Абхазии Рауль Хаджимба

Говоря непосредственно о деятельности миротворцев в 1994-2008 годах, Рауль Хаджимба подчеркнул:

«Мы хорошо помним те усилия, которые прилагались для того, чтобы миротворчество состоялось, как к этому процессу относились в Грузии и в странах Запада. Мы хорошо помним попытки включить в этот процесс представителей многих других государств, для того чтобы решать здесь совершенно другие задачи. И представители России, и глава нашего государства Владислав Ардзинба сумели отстоять эти позиции. Мы хорошо помним, какие тяжелейшие ситуации складывались и для Абхазии, и для России. Мы искренне благодарны всем воинам-миротворцам, начиная от командиров и заканчивая рядовыми, за то, что они способствовали этому мирному процессу. Погибали, но создавали возможности для того, чтобы наши отношения с Россией укреплялись, чтобы Абхазия восстанавливалась и была страной, которую впоследствии признала Россия и ряд других государств».

Когда после перерыва в работе мероприятия кресло, в котором сидел президент Абхазии, опустело, очередному оратору – председателю Совета стариков кубанского казачьего общества города Сухума и Сухумского района Александру Антипову – предложили его занять, тот решил пошутить: «Не будет, как в Грузии?»

Министр иностранных дел Абхазии Даур Кове в своем выступлении заметил, говоря о времени на рубеже веков: «Напомню, что тогда из Тбилиси и некоторых европейских стран звучали мнения о возможной замене российских миротворцев на контингент НАТО, Украины и других. Но в Абхазии отдавали себе ясный отчет в том, что только российские миротворцы были способны эффективно и беспристрастно выполнять функции по обеспечению мира в Абхазии».

Доктор военных наук Константин Сивков из Москвы подчеркнул: «То, что Абхазия устояла в этой войне (1992-1993 годов), говорит о том, что народ ее сплоченный и обладает высоким моральным духом, способностью вести боевые действия». Сивков заметил, что ярким примером тому служит тот факт, что почти вся военная техника абхазской армии была отнята у грузинского противника.

В ходе беседы за «круглым столом» выступили Александр Роговой, Аслан Анкваб, Виктор Надеин-Раевский, Станислав Тарасов, отец Виссарион (Аплиаа), Олег Беляков и другие.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG