Accessibility links

«Вампиры» обстреливают Белгород


Непрекращающиеся обстрелы Белгородской области России могут вызвать ответные действия Москвы. Владимир Путин пригрозил должным образом отреагировать на превращение приграничных районов в зону боевых действий. Однако создание так называемой «санитарной зоны», о которой на днях говорил российский президент, требует колоссальных ресурсов, которые у Москвы вряд ли найдутся. Украина между тем пытается компенсировать недостаток боеприпасов прорывами беспилотников на территорию России, система ПВО которой уже с трудом справляется с новой угрозой. Но эксперты предупреждают: одними беспилотниками войну не выиграть. Украина остро нуждается в поддержке Запада.

Белгородская область России превратилась в зону боевых действий: в последнюю неделю регион ежедневно подвергается обстрелам. Причем интенсивность ударов нарастает, и местные силы ПВО явно не справляются. Только по официальным данным, погибли более полутора десятков человек, около сотни получили ранения. Местные власти объявили о начале эвакуации 9 тысяч детей.

Российские военные заявляют, что обстрелы Белгорода сейчас ведутся из состоящих на вооружении ВСУ реактивных систем залпового огня RM-70 Vampire чешского производства. Эксперты считают, что оснований сомневаться в этом нет: осколки и результаты попаданий характерны для этого типа вооружений. Vampire – чешская версия еще советской РСЗО БМ-21 «Град», размещенная на платформе грузовика Tatra и обладающая повышенной проходимостью по сравнению с базовым вариантом.

Примечательно, что боеприпасы для этих установок относительно недорогие, а возможность выпустить четыре десятка снарядов за 20 секунд, с одной стороны, перегружает российскую систему ПВО, которая вынуждена тратить на отражение атак гораздо более дорогие противоракеты, а с другой, ввиду мобильности Vampire, крайне усложняет для российской стороны контрбатарейную борьбу.

Эксперты считают, что целью атак является вовсе не нанесение Белгороду и его окрестностям значимого ущерба. Скорее, таким образом ВСУ выявляет места дислокации систем ПВО для последующего нанесения ударов по этим позициям и истощает ее возможности, что, со своей стороны, позволяет ударным дронам более свободно чувствовать себя в российском небе.

При этом ситуация в Белгородской области настолько осложнилась, что Москве реагировать пришлось на самом высшем уровне. Президент Владимир Путин заявил, что российские власти намерены обеспечить безопасность приграничных регионов, однако не уточнил, как именно это будет сделано.

«Конечно, мы можем ответить тем же. Вот тем же можем ответить. И по гражданской инфраструктуре, и по всем другим объектам подобного рода, по которым противник наносит удары. У нас есть свои взгляды на этот счет и свои планы. Будем идти по тому, что мы наметили», – заявил глава Кремля.

Ранее на пресс-конференции по итогам выборов Владимир Путин говорил о возможности создания на территории Украины некой «санитарной зоны», которая должна предотвратить возможность ударов по России.

«Не исключаю, что имея в виду происходящие сегодня трагические события, мы вынуждены будем в какой-то момент – тогда, когда посчитаем целесообразным, – создать определенную санитарную зону на сегодняшних территориях, подчиненных киевскому режиму».

Впрочем, то же самое Путин говорил еще прошлым летом. Встречаясь с так называемыми «военкорами», российский президент обещал, что проблема нападений на Белгородскую область и другие регионы будет так или иначе решена:

«Мы должны, видимо, будем рассмотреть вопрос – я это говорю очень аккуратно – чтобы создать на территории Украины какую-то санитарную зону на таком удалении, с которого невозможно было бы доставать нашу территорию».

Тогда же пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков утверждал, что процесс создания подобной зоны идет с самого начала войны. Однако военные эксперты не видят реальной возможности для осуществления таких планов. Для этого у России попросту не хватит сил. Даже если она сумеет найти резервы для создания ударной группировки, способной продвинуться вглубь украинской территории на десятки километров, то удерживать подобную территорию под полным контролем будет практически невыполнимой задачей, требующей колоссальных ресурсов.

Украина между тем пользуется дырами в системе ПВО, и ее дроны все более активно атакуют объекты в глубине российской территории. В частности, сообщения об уничтожении беспилотников в Саратовской области могут говорить о том, что украинские спецслужбы – а подобными атаками в основном занимается Главное управление разведки Минобороны Украины – вновь нацелились на базу стратегической авиации под Энгельсом.

Кроме того, объектами атак беспилотников в последние недели все чаще становятся крупные нефтеперерабатывающие заводы. Пожары на НПЗ в Самарской, Нижегородской, Рязанской областях и в Краснодарском крае – показатель растущей эффективности дронов. К слову, о приоритете в развитии беспилотных систем заявил новый главком Александр Сырский.

«Вооруженные силы Украины, в частности, должны быть обеспечены самым эффективным и новейшим вооружением. Отдельный акцент – на подготовке специалистов по радиоэлектронной борьбе, беспилотных систем, автоматизированных систем управления и тому подобное. Но важнейшей задачей, которую должны выполнять технологии и инновации, является сохранение жизни наших военных. Технологии и технологичность – это залог нашего превосходства над врагом. Видное место здесь занимают беспилотные системы. Поэтому развитие применения беспилотных систем – это мой приоритет», – написал Сырский в социальной сети Facebook.

По данным украинской стороны, атакованные НПЗ в совокупности составляют до 12% нефтеперерабатывающих мощностей России. И пусть даже временная, но остановка их работы неизбежно будет отражаться как непосредственно на фронте, так и на российской экономике в более долгосрочной перспективе.

Однако специалисты призывают не слишком надеяться на то, что возможности России вести войну иссякнут в обозримый период времени. Так, военный эксперт Майкл Кофман из Фонда Карнеги за международный мир считает, что 2024 год будет трудным для Украины. Российская армия все чаще использует на фронте управляемые авиабомбы (около 30-40 в сутки), которые уничтожают украинские защитные сооружения и здания. Большое число таких ударов стало одной из причин, по которым украинским военным пришлось покинуть Авдеевку, пишет эксперт. При этом, по мнению Кофмана, российское преимущество не обязательно сохранится и даже может снизиться, если Украина сумеет продержаться в течение 2024 года.

«Текущая ситуация сложная, но Украина работает над стабилизацией фронта. Многое зависит от того, окажут ли США поддержку, и от того, смогут ли ВСУ эффективно решить свои кадровые проблемы в ближайшие месяцы… У ВСУ не хватает боеприпасов, а ствольная артиллерия становится все более серьезной проблемой. Именно здесь материальная помощь Запада остается необходимой. Пока Конгресс обсуждает дополнительные меры, сочетание дефицита боеприпасов и проблем с живой силой приводит к успехам России… На этом этапе ударные дроны компенсируют дефицит артиллерийских боеприпасов (особенно в оборонительных операциях), но не заменяют объем огня, зону поражения и средства подавления артиллерии. Однако если в ближайшие месяцы не будет сделан трудный политический выбор, преимущества России будут возрастать. Риск российского прорыва во второй половине года резко возрастает. Следовательно, наряду с политической волей фактором является время».

Вашингтон обещает, что ни при каких обстоятельствах не откажется от поддержки Украины. В частности, выступая во время заседания международной группы по оказанию военной помощи Киеву, более известной как формат «Рамштайн», министр обороны США Ллойд Остин признал, что украинские войска оказались в трудных условиях и ведут тяжелые бои, а гражданское население вынуждено жить под постоянными обстрелами. Но, по словам Остина, США не позволят Украине проиграть.

«Путин не остановится в Украине. Но, как сказал президент Байден, именно Украина может остановить Путина, если мы будем стоять плечом к плечу вместе с Украиной и предоставим ей оружие, необходимое для самозащиты. На кону выживание Украины и вся наша безопасность. Но Украина не уступит – и США тоже этого не сделают. Поэтому мы сегодня заявляем четко: США не дадут Украине проиграть, и свободный мир не даст Украине проиграть».

Последнее заседание в формате «Рамштайн», по мнению специалистов, важно еще и тем, что министр обороны США попытался убедить европейских союзников в том, что администрация Джо Байдена по-прежнему привержена поддержке Украины, даже несмотря на то, что у Вашингтона практически закончились деньги на помощь Киеву.

Стратегия отчасти сработала. Глава Европейского совета Шарль Мишель выразил уверенность в том, что ЕС должен перевести свою экономику на военные рельсы и сделать все возможное, чтобы обеспечить победу Киева. Мишель, в частности, опубликовал колонку в европейских газетах и на сайте Euractiv под заголовком «Если мы хотим мира, то должны готовиться к войне», в которой описал шаги, которые, по его мнению, ЕС должен предпринять для выполнения этих задач.

«Россия представляет серьезную военную угрозу нашему европейскому континенту и глобальной безопасности. Если мы не обеспечим необходимый ответ ЕС и не предоставим Украине достаточно помощи, мы будем следующими. Поэтому мы должны быть готовы к обороне и перейти в режим «военной экономики». Пришло время взять на себя ответственность за нашу безопасность. Мы больше не можем рассчитывать на других или зависеть от результатов выборов в США или где-либо еще».

Тем временем в США очередное окно возможностей для принятия нового пакета помощи на сумму 60 миллиардов долларов почти закрылось. Конгресс США, вернувшийся к работе в минувший вторник, с субботы вновь отправляется отдыхать. На этот раз конгрессменов ждут две недели пасхальных каникул, а Украину – тяжелых боев и, с большой долей вероятности, массированных обстрелов.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG