Accessibility links

Притча об "информационных прутиках"


По мнению Дубинской, абхазы внутренне свободный народ, поэтому сейчас такое количество независимой прессы в Абхазии
По мнению Дубинской, абхазы внутренне свободный народ, поэтому сейчас такое количество независимой прессы в Абхазии
В вышедшем на этой неделе номере ежемесячника "Апсыдгьыл Апсны" – издания оппозиционной партии "Форум народного единства Абхазии" – опубликовано интервью, которое известный абхазский поэт и журналист Владимир Зантариа взял у директора российского Центра содействия культуре Кавказа Ольги Дубинской незадолго до ее ухода из жизни.

Кстати, не могу не сказать несколько слов об этом красивом внешне и внутренне человеке, который запомнился абхазскому обществу документальным фильмом памяти Владислава Ардзинба и неожиданную скоропостижную кончину которого многие в Абхазии оплакивали несколько месяцев назад. Вот как вспоминает о ней в предисловии к интервью Владимир Зантариа: "Трудно поверить, что весной, когда воздух пропитан пьянящим запахом цветов абхазских субтропиков, или летом в разгар курортного сезона, идя по сухумской набережной, ты никогда уже не встрепенешься, неожиданно встретив своего друга – обаятельную и грациозную женщину, которой очень шел мягкий абхазский загар. Абхазской культуре очень не хватает Ольги Дубинской – человека высокой эрудиции, блестящего театроведа, наделенного еще и незаурядными организаторскими способностями… При энергичной поддержке своего супруга писателя Дмитрия Минченка она добивалась включения коллективов Абхазского госдрамтеатра им. Чанба, государственной хоровой капеллы, наших хореографических ансамблей в программы престижных международных фестивалей".

Притча об "информационных прутиках"
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:05 0:00
Скачать

В этом интервью мое внимание особенно привлекли несколько рассуждений Ольги Дубинской, высказанных в его заключительной части. Остановившись на теме о том, что, к сожалению, в курортно-туристической сфере Абхазии, словно боясь "оттолкнуть" абхазской эстрадной музыкой "всех этих отдыхающих в шортах с голыми пузами", она заметила: "Тут происходит такой как бы перевертыш… Однажды в Пицунде мы чуть было не умерли от смеха. Только прозвучало объявление: "А теперь белый танец!.." – и тут же зазвучал "Владимирский централ".

А затем, отвечая на вопрос о своих впечатлениях об абхазской прессе, она сказала так: "Мне кажется, что абхазы настолько внутренне свободный народ, что даже если попытаться урезать им свободу, то это просто не удастся. Именно поэтому сейчас такое количество независимой прессы в Абхазии… Как только кто-то попытается закрыть пять негосударственных газет, хотя я это исключаю, возникнет в пять раз больше – для того, чтобы трезвонить на весь мир о том, что закрыли все пять газет".

Конечно, Ольга Дубинская относилась к числу верных друзей Абхазии, а взгляд друга предполагает обычно некую идеализацию. Может быть, это даже "взгляд через розовые очки", если и допускающий критику, то такую безобидную, как критика музыкального репертуара в местах отдыха курортников. Думаю, что и работа наших СМИ, в том числе и негосударственных, заслуживает немало критических замечаний. Но вот любопытное совпадение: несколько недель назад у меня была беседа с редактором независимой газеты из Адыгеи, которая, как я понял, специально приехала в Абхазию, чтобы поинтересоваться опытом работы наших негосударственных СМИ. Дело в том, что недавно созданному ежемесячнику, который она возглавляет, являясь и единственным его штатным сотрудником, власти республики тут же начали ставить рогатки, прежде всего – просто не пускают ее ни на какие важные государственные мероприятия и обсуждения. А вот в Абхазии, она слышала, такой проблемы нет. И ее интересовало, как нам удалось наладить диалог с властными структурами.

Не знаю, что отвечали ей мои коллеги – руководители абхазских СМИ, с которыми она также встречалась, но я сказал примерно так. Прежде всего, не стоит, конечно, представлять себе некую идиллию во взаимоотношениях наших властей и негосударственных СМИ. Ведь благостными такие отношения могут быть, наверное, только в случае, если СМИ выступают с декоративной критикой власти, псевдокритикой. И история этих взаимоотношений у нас знает разные периоды. Были времена, когда руководители республики выходили из себя даже после достаточно сдержанной и мягкой критики в свой адрес, времена, когда звучали публичные угрозы закрыть то или иное издание и происходили "непубличные" разборки с отдельными авторами, когда одно за другим, как на конвейере, следовали судебные разбирательства в связи с выступлениями в СМИ… Но постепенно власть убеждалась, что "на сердитых воду возят". И убеждалась во многом благодаря тому, что у нас сложилась система журналистской взаимовыручки при поддержке также гражданского общества. Смею уверить, что это не система круговой поруки. Ибо нередко те же самые негосударственные газеты оппозиционной направленности могут и полемизировать между собой, и не одобрять ту или иную публикацию коллеги. Но если они видели, что власть, пользуясь своими рычагами, начинает гнобить кого-то за высказанное суждение, на которое тот имел законное право, то незамедлительно приходили на помощь. И тут обычно власти приходилось умолкать.

Я вспомнил по этому поводу старую, ставшую уже расхожей и даже пересказываемую порой с иронией притчу про старика, который наказывал сыновьям держаться вместе, подобно пучку прутьев – и тогда, мол, их не сломают. Думаю, что тут упоминание этой притчи будет уместно, ибо независимые СМИ можно как раз уподобить прутьям, использование которых в критике власти не позволяет той расслабляться и жировать, как карась на мелководье. Ну, а если порой газетные критики и перебарщивают, то не беда, общество наше сумеет отделить зерна от плевел. В чем я не раз убеждался, наблюдая за обсуждением наиболее актуальных и острых публикаций СМИ на интернет-форумах.

Ну, а чтобы не пускать неугодных журналистов на открытые мероприятия… Мне вспоминается такой случай. Один наш журналист, у которого тогда после ряда его статей обострились отношения с президентом (не с нынешним, а предыдущим), не был включен в список приглашенных на его пресс-конференцию. Но когда охрана не пропустила его в здание, другие журналисты на пресс-конференции тут же задали вопрос об этом президенту. И тот долго заверял всех, что он тут ни при чем и обязательно разберется потом со своими помощниками, почему так получилось.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG