– Что вы думаете о штрафах за нецензурную брань в общественных местах?
Нестан, 43 года: Как правило, грузины просто так, без причины, не ругаются. А если ругаются, то ничего хорошего за этим не последует, точнее, простой бранью все это не закончится, обычно все перерастает в драку. Драка – это хулиганство, за это, конечно, можно и штрафовать. А за ругань, я не сторонница такого подхода. Народ сам должен понимать, что оставаться культурным должен каждый человек. Штрафами же культуру людей не повысить, напротив, это вызовет еще больше агрессии. Думаю, в этом направлении нужно искать другие пути.
Гия, 42 года: Я считаю, что разного рода ругань – показатель культуры народа. Когда люди посещают разные страны мира, они осматривают разные памятники и, конечно, учатся ругательным словам. Поэтому говорить, что нецензурная брань от начала и до конца плохое явление, – неправильно. Конечно, в церквях ругаться нельзя, в общем, в зависимости от общественного места. Да и как можно не ругаться, скажем, в адрес наших политиков и судей? Вообще, у нас должно быть право на нецензурную брань, я так считаю.
Житель Тбилиси: Такой штраф должен существовать. Мне лично неприятно постоянно слышать на улицах города нецензурную речь, да и не понимаю, почему я должен ее слушать. Конечно, эти санкции работать не будут, но существовать должны. Может, со временем их задействуют в полную силу, а государство еще и денег заработает.
Манана, 61 год: Вообще, ругань неприемлема, поэтому я считаю, что штрафы за подобное поведение нужны.
– А как вы считаете, это будет работать в Грузии?
Манана: Я не могу сказать, насколько эти штрафы будут работать у нас, однако их обязательно нужно ввести. Ведь нецензурная брань – это очень плохо.
Ладо, 32 года: Я думаю, в первую очередь необходимо определиться с тем, что такое ругань. Это ведь не только нецензурные слова. Можно говорить, не употребляя их, однако разговор может быть намного оскорбительней и без таких слов. А вообще, многим придется очень тяжело, если такие штрафы задействуют.
Нугзар, 59 лет: Это ведь бескультурье, любой человек должен стараться проявлять свои эмоции без нецензурных выражений. Те же, кто не понимает, что по улицам ходят дети и женщины и что грубо выражаться перед ними неприемлемо, должны бояться того, что их могут оштрафовать.
– А как вы думаете, эти штрафы будут работать?
Нугзар: Вообще, как правило, в Грузии такие штрафы не работают. Однако я думаю, что это сработает, если будет назначена «логичная» сумма штрафа. Обычно у нас устанавливают такие суммы, что и полицейские порой стараются не выписывать таких штрафов. Пусть назначат пять лари, к примеру. Тогда все будет в порядке. Однако санкции эти обязательно должны существовать.