Accessibility links

Между топором и скальпелем


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Итак, президентские выборы наконец-то закончились... Первое, что можно сказать. Несмотря на поражение кандидата от «Нацдвижения», ноябрь 2018 года наглядно показал: пора уже обеим крупным партиями немного реалистичнее оценивать действительность и перестать создавать вокруг себя альтернативный мир. Правящая партия должна хотя бы через шесть лет после прихода к власти понять: заявления о том, что «весь народ мечтает распять "националов"», «во всем виновата коабитация», «"Нацдвижение" – малочисленная секта, исчезающая с радаров», все разговоры о всеобщей испепеляющей народной ненависти к ЕНД – это скорее стремление выдать желаемое за действительное.

Конечно, антипатии к «националам» все еще сильны в обществе, и они стали одной из причин, по которым власть сумела-таки продавить своего кандидата. Но – лишь одной из причин, и подозреваю, что не основной.

А главное, когда партия получает 40% голосов, то разговоры о том, что «народ их ненавидит», – это глубоко вчерашний день. Пора наконец «Мечте» взять себя в руки и признать это.

С другой стороны, и «Нацдвижение» должно осознавать, что у него также нет мандата говорить от имени всего общества. Даже если учесть, что без подкупа, запугивания и всеобщего шантажа результаты Саломе Зурабишвили были бы скромнее, чем сейчас, в любом случае – в «мечтательском» лагере народу никак не меньше, чем в «национальном» – я имею в виду сумму процентов обоих ответвлений ЕНД – «Объединенной оппозиции» и «Европейской Грузии».

Пора и сторонникам «националов» перестать видеть в своих оппонентах исключительно продажных люмпенов, бандитов и купленных госслужащих. В реальной жизни большинство избирателей «Мечты» по своим взглядам, убеждениям и образу жизни мало чем отличаются от электората обеих разновидностей ЕНД.

Грузия сегодня разделена практически надвое. Почти 50 на 50. Звучит это ужасно – тут же представляешь себе толпы народа, с вилами в руках бросающихся друг на друга в смертельной схватке. Если жить исключительно перед включенным телевизором и не вылезать из социальных сетей, то действительно складывается ощущение, что самое позднее завтра утром в стране начнется полноценная гражданская война. Но если выйти из этого замкнутого круга и посмотреть шире, то мы увидим, что в реальной жизни реальные избиратели обеих сторон – не активисты и не фейсбук-партизаны, а обычные граждане, каковых 90%, – спокойно уживаются друг с другом.

«Мечтатели» и «националы» работают в одних офисах, включая госструктуры, они живут в одних семьях: один брат может быть «коц», второй – «нац», они отчаянно спорят друг с другом, порой на повышенных тонах, но тем не менее сосуществуют практически без каких-либо эксцессов. Вы не найдете случая в современной Грузии, когда семья распалась по причинам политических взглядов, практически не найдете такого, чтобы друзья перестали общаться между собой из-за того, что один «коц», другой – «нац».

Конечно, все это не касается активистов и фан-клубов сторон, их соприкосновение друг с другом – это все равно что столкновение материи и антиматерии: феерический взрыв неизбежен. Но то – активисты, и фан-клуб – лишь небольшая часть граждан, голосовавших за каждого из кандидатов.

Результатом выборов также стало осознание того, что революционные потрясения уже прочно вышли из моды, и в значительной степени это имеет объективные причины. В 2003-2004 годах страна представляла собой дымящиеся развалины, и, соответственно, не было никаких иных способов привести ее хотя бы в относительный порядок, кроме экстремальных.

Сегодня все абсолютно иначе. Очевидно, что в настоящее время страной правят полудурки, но ситуация не настолько ужасна, чтобы была необходимость революции здесь и сейчас. Более того, происходит почти невероятная вещь: в Грузии падает спрос на харизматичных политиков, пылких трибунов и площадных ораторов. Усталость от потрясений создала новый для грузин спрос – на активных, волевых, но уравновешенных политиков.

Революционный политик – это топор, а Грузии сегодня нужнее скальпель…

И, наконец, самое главное: тактика, которую выбрало «Нацдвижение», – самая правильная в нынешней ситуации, так как делает акцент на требовании, к которому присоединятся все оппозиционные силы. В итоге у «Мечтателей» пропадет их главный сегодняшний козырь, который называется «"националы" планируют дестабилизацию».

Главное требование ближайшего времени в грузинской политике – это изменение избирательной системы, конкретно – отмена мажоритарной системы и полный переход на партийную. Мажоритарная, она же одномандатная, система, когда выбирают конкретных кандидатов, а не партию в целом, является основной в большинстве развитых стран. И тем более странно, что, принятая во всем мире, в Грузии она превратилась в абсолютное и общепризнанное чудовище, которое съедает ростки демократии в стране.

Мажоритарные выборы в Грузии не имеют ничего общего с выборами и давно превратились в копилку голосов для всех властей – от Эдика до Бидзины. В рамках этой системы правящая партия находит самых богатых выходцев из регионов, те сорят деньгами, покупая населения маленьких городков и сел. К этому добавляется административный ресурс, в итоге всегда побеждают проправительственные мажоритарии, которые об интересах своих регионов вспоминают только перед следующими выборами.

Именно мажоритарная система виновата в том, что Грузия никак не может выйти из заколдованного круга «частично демократического государства». Именно благодаря мажоритарной системе правящая партия в Грузии почти всегда имеет подавляющее, а часто и конституционное большинство в парламенте – что в конечном итоге и становится началом деградации.

Достаточно вспомнить, что в 2016 году «Мечта» получила по партийным спискам около 45%, но из-за разгромной победы по мажоритарным округам ее показатель вырос до умопомрачительных 90%. «Мечта» победила в 69 из 70 мажоритарных округов, за исключением одного – кстати, там, по удивительному совпадению, баллотировалась – о, чудо! – независимый кандидат в депутаты Саломе Зурабишвили.

Складывается совершенно ненормальная ситуация: партия, у которой реальный рейтинг от 40 до 50%, может получить все 90%... Поэтому мажоритарная система – это гвоздь в гроб демократической Грузии. Пока она существует – нам не суждено стать нормальной страной. Именно вокруг этого и должны объединиться и оппозиция, и неправительственный сектор. Ну, а президент... Да черт с ним. Кому интересно, кто играет роль клумбы в уголке комнаты?

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG