Accessibility links

Политические злоключения заключенных политиков


Грузинские оппозиционеры утверждают, что оппоненты власти преследуются законом по политическим мотивам, значит, они «политзаключенные». Правящая «Грузинская мечта» заявляет: в Грузии нет политзаключенных, есть политики, совершившие преступления. Кто они и сколько их? Посчитал грузинский филиал Transparency International.

Перед законом все равны, и никто не должен избежать ответственности в случае совершения преступления, говорится в самом начале сегодняшнего заявления грузинского филиала Transparency International. Тем не менее правозащитники считают некоторые дела против оппозиционеров и владельцев СМИ подозрительными. Таких дел в докладе «Система правосудия против оппонентов правительства» девять. Указаны три причины подозрений в том, что «система правосудия действовала по согласованию с правящей партией и использовалась в качестве инструмента для политических репрессий. В частности:

  • Начало уголовного преследования и/или осуществление следственных действий в отношении лидеров оппозиционных политических партий или представителей критических средств массовой информации в основном совпало с усилением их критики властей;
  • Дела часто рассматривались судьями, близкими к так называемому судебному клану;
  • В большинстве случаев было недостаточно доказательств для возбуждения уголовного преследования или право на справедливое судебное разбирательство было чрезмерно ограничено».

Политические злоключения заключенных политиков
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:29 0:00
Скачать

Возглавляет список Гиги Угулава – генсек партии «Европейская Грузия». За что отбывает срок заключения бывший мэр Тбилиси?

Так называемое дело фонда Тбилисского развития

18 декабря 2013 года прокуратура обвинила Гиги Угулава, бывшего мэра Тбилиси, в растрате государственных средств, выделенных на реабилитацию столицы из фонда Тбилисского развития. Высшая судебная инстанция сочла, что, будучи мэром Тбилиси в 2011-2012 гг., Угулава растратил около 50 миллионов лари из Фонда развития Тбилиси.

По этому делу бывший градоначальник уже отбыл срок, только по другой статье – «превышение полномочий». Он был освобожден в январе 2017 года, отбыв наказания и по другим делам, касающимся присвоения имущества и отмывания денег.

10 февраля 2020 года Верховный суд Грузии обсудил кассационную жалобу без устного слушания, полностью согласившись с первоначальной позицией прокуратуры, отменил предыдущие решения и осудил Угулава за растрату.

Угулава, лидер оппозиционной партии, который уже отбыл наказание за злоупотребление властью и был на свободе, был приговорен к лишению свободы на три года, два месяца и восемь дней. Критики власти указывают и на то обстоятельство, что последний обвинительный приговор вынес новый судья Верховного суда Шалва Тадумадзе, который, будучи генпрокурором, выдвигал обвинения против оппозиционера.

Ираклий Окруашвили – основатель политической партии «Победоносная Грузия», бывший министр обороны и внутренних дел.

Окруашвили находится в заключении с 25 июня 2019 года. Он обвиняется в руководстве и участии в групповом насилии на митинге перед зданием парламента 20-21 июня 2019 года. Согласно обвинению, Окруашвили призывал протестующих к насильственному вторжению в здание парламента.

19 ноября 2019 года Ираклию Окруашвили было предъявлено новое обвинение. Прокуратура обвиняет его в злоупотреблении служебными полномочиями в связи с преступлением, предположительно, совершенным в 2004 году, когда он был министром внутренних дел.

«Примечательно, что обвинительное заключение появилось за несколько дней до истечения 15-летнего срока давности», – говорится в докладе.

Началу судебного преследования в отношении Окруашвили предшествовали его скандальные заявления, в которых он открыто заявил, что помог властям в уголовных делах против высокопоставленных чиновников предыдущего правительства. Кроме того, он открыто заявил, что в 2016 году он получил требование отказаться от своих исков в связи с вещательной компанией «Рустави 2», от которой он отказался», – говорится в докладе Transparency International.

Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе – основатели «TBC банка» и политического объединения «Лело для Грузии».

2 августа 2018 года было начато расследование в отношении учредителей «TBC банка», бывшего председателя наблюдательного совета Мамуки Хазарадзе и его заместителя Бадри Джапаридзе, в связи со сделкой, совершенной 10 лет назад.

24 июля 2019 года Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе были обвинены в отмывании денег.

«Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе связывают уголовное преследование со строительством «глубоководного порта Анаклия» и попыткой изолировать их от политических процессов. Расследованию предшествовала критика Бидзиной Иванишвили «TBC банка» на «Первом канале» ОВГ. Кроме того, 4 марта 2019 года во время своего выступления на заседании бюджетного и финансового комитета парламента Мамука Хазарадзе заявил, что перед вторым туром президентских выборов 2018 года он получил письмо с угрозами со стороны тогдашнего министра внутренних дел Георгия Гахария. По словам г-на Хазарадзе, автор письма потребовал выполнить три пункта, в том числе, сделать публичное заявление с призывом избирателей поддержать Саломе Зурабишвили во втором туре президентских выборов», – отмечает Transparency International.

Георгий Руруа – акционер и инвестор критического СМИ «Мтавари Архи» (Главный канал).

18 ноября 2019 года Георгий Руруа был арестован по обвинению в незаконной покупке, хранении и ношении огнестрельного оружия, а затем отправлен в следственный изолятор. 25 декабря 2019 года г-ну Руруа было предъявлено дополнительное обвинение по статье о неисполнении судебного решения и препятствовании его исполнению.

Transparency International Грузия представила мнение в суде по этому делу, в котором указала на ряд процессуальных нарушений во время личного обыска Руруа и других следственных действий. «Следственные органы неоднократно пренебрегали требованиями Уголовно-процессуального кодекса Грузии и незаконно ограничивали права и свободы Георгия Руруа».

Ника (Никанор) Мелия – председатель политсовета «Единое национальное движение», против него возбуждено два дела.

Так называемое дело 20 июня

25 июня 2019 года прокуратура Грузии обвинила Мелия в руководстве и участии в групповом насилии на митинге, проходившем перед зданием парламента 20-21 июня. В тот же день прокуратура направила в парламент письмо с просьбой лишить Никанора Мелия депутатской неприкосновенности.

«Заявление, представленное генеральным прокурором, по-видимому, написано по шаблону и не содержит должного представления ряда важных аспектов, подтверждающих необходимость применения предварительного заключения. Несмотря на вышесказанное, 26 июня 2019 года парламент на специальном заседании и на фоне бойкота оппозиционными партиями лишил г-на Мелия депутатской неприкосновенности», – отмечает Transparency International.

27 июня 2019 года по решению суда Ника Мелия практически находится под домашним арестом, ему запрещено делать публичные заявления, он обязан носить браслет электронного слежения. Такие ограничения сочла «непропорциональным» Народный защитник.

Дело банкротства «Карту банка»

В 2013 году прокуратура обвинила Нику Мелия в так называемом деле о банкротстве «Карту банка». Согласно обвинению, власти «Нацдвижения» в декабре 2012-го организованно спланировали банкротство банка тогдашнего оппозиционера, основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили. И одним из исполнителей замысла был Ника Мелия, как глава Национального бюро исполнения.

Лишь спустя шесть лет, 2 декабря 2019 года, Тбилисский городской суд признал Никанора Мелия виновным в превышении служебных полномочий и наложил на него штраф в размере 25 000 лари.

13 декабря 2019 года парламент Грузии 88 голосами досрочно прекратил полномочия депутата Никанора Мелия, не дожидаясь решения вышестоящих судебных инстанций.

4 февраля 2020 года Конституционный суд принял иск Мелия относительно конституционности досрочного прекращения его полномочий в качестве депутата. О неконституционности досрочного прекращения полномочий Никанора Мелия также указала Народный защитник Грузии.

В то же время прокуратура обжаловала решение Тбилисского городского суда, и слушание по этому вопросу назначено на 10 марта.

Мелия и его однопартийцы из «Нацдвижения» предполагают, что сценарий будет развиваться как в случае с Гиги Угулава – суд изменит прежний приговор и отправит оппозиционера в тюрьму.

Гига Бокерия – председатель политсовета «Европейской Грузии»

С 2014 года Генеральная прокуратура Грузии ведет расследование по уголовному делу о возможном превышении полномочий должностными лицами Совета национальной безопасности Грузии. Общественность не проинформирована о деталях дела, так как дело засекречено. 16 декабря 2019 года, через пять лет после начала расследования, Гига Бокерия, бывший секретарь Совета безопасности, был допрошен мировым судьей.

Ника Гварамия – основатель и генеральный директор «Мтавари Архи» (Главный канал), бывший гендиректор компании «Рустави 2»

Ника Гварамия, ярый критик правящей «Грузинской мечты», в августе прошлого года был обвинен в злоупотреблении своими полномочиями в бытность гендиректором телекомпании «Рустави 2». 6 сентября против Ники Гварамия были выдвинуты дополнительные обвинения в незаконном хищении большого количества имущества, коммерческом подкупе, изготовлении и использовании поддельного официального документа и отмывании денег.

«В своей оценке обвинений, выдвинутых против Ники Гварамия, Народный защитник заявила, что решение, принятое директором компании, не должно быть предметом уголовной ответственности, и оно может быть наложено на корпоративную юридическую ответственность только в чрезвычайных обстоятельствах».

В рамках того же дела 2 октября 2019 года прокуратура вызвала на собеседование генерального директора радиостанции «Формула ТВ» Зураба Гумбаридзе, отмечает правозащитное НПО.

В список Transparency International попал и Автандил Церетели – отец Вахтанга Церетели, основателя критически настроенного к властям «ТВ Пирвели».

22 августа 2019 года прокуратура выдвинула обвинения против Автандила Церетели. Его обвиняют в содействии Мамуке Хазарадзе и Бадри Джапаридзе в деле об отмывании денег.

«Использование системы правосудия с целью сохранения политической власти является формой политической коррупции. Обстоятельства вышеупомянутых уголовных дел, включая длительное или неэффективное расследование, сроки и контекст возбуждения уголовного преследования, а также нарушения прав, выявленные в ходе расследования, дают основание полагать, что прокуратура и судебная система действуют в согласии с правящей партией, и их цель состоит не в исполнении правосудия, а в том, чтобы отстранить лиц, критикующих власти, от политических процессов», – констатирует Transparency International.

За судебными делами оппозиционеров внимательно следят западные партнеры. А задержание Гиги Угулава вызвало очередную волну критики со стороны европарламентариев.

Представители правящей «Грузинской мечты» заявляют, что по упомянутым делам нет никакого политического преследования. И даже предложили европарламентариям создать специальную комиссию, которая изучит материалы судебного разбирательства и уголовного преследования.

В Грузии делегацию Европарламента ожидают уже в марте.

XS
SM
MD
LG