Accessibility links

Женевские дискуссии: от переговоров к переговорам


О необходимости продолжения Женевских дискуссий говорит конфликтолог Паата Закареишвили. На таких переговорах, считает он, проявляется готовность к компромиссам или к диалогу
О необходимости продолжения Женевских дискуссий говорит конфликтолог Паата Закареишвили. На таких переговорах, считает он, проявляется готовность к компромиссам или к диалогу
ПРАГА---Результаты очередного 12 раунда Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье немногим отличаются от предыдущих. Главным камнем преткновения, который остается, является соглашение о неприменении силы.

Еще до начала 12 раунда Женевских дискуссий российская, абхазская и югоосетинская стороны заявили, что основной темой переговоров и в этот раз будет соглашение о неприменении силы, которое Грузия должна оформить с цхинвальскими и сухумскими властями.

Участие этих сторон на этом раунде переговоров стояло под вопросом, и лишь после уговоров со стороны сопредседателей дискуссий, стороны согласились на визит в Женеву, подчеркнув при этом, что их участие в будущих встречах не гарантированно.

Словом, от переговоров к переговорам картина не меняется, можно даже сказать, что от одного раунда к другому интерес к этому формату все более угасает.

Председатель форума граждан Южной Осетии Алан Гасиев считает, что для продуктивной работы этого формата необходимо убрать из повестки дня политические вопросы. Однако, при этом отмечает, что есть и проблемы, которые необходимо обсуждать и в будущем.

"Это поиск без вести пропавших и задержанных без суда и следствия, которые томятся в тюрьмах Грузии. Во-вторых, это превенция каких-то конфликтных ситуаций, которые могут создаваться. Вопросы неполитического характера могут обсуждаться и в другом формате. Для этого не нужно быть политическим туристом", - говорит Алан Гасиев.

По словам абхазского политолога Ираклия Хинтба, переговоры зашли в тупик, поскольку Тбилиси загнал их в очень узкие политические рамки:

"Для этого необходимо менять отношение к самому конфликту, имею в виду грузинскую сторону. Воспринимать не как политический конфликт, имеющий внешнюю природу, то есть как грузино-российский конфликт, а говорить о грузино-абхазском конфликте".

При этом, по словам Хинтба, у абхазского общества есть надежда на инициативу регионального офиса Евросоюза, который готовит стратегию «вовлечения без признания», во многом конкурирующую с грузинской стратегией «вовлечение через сотрудничество», которая, по словам политолога, вместо того чтобы вывести Абхазию из изоляции, наоборот, пытается оставить в ней.

О необходимости продолжения Женевских дискуссий говорит конфликтолог Паата Закареишвили. На таких переговорах, считает он, проявляется готовность к компромиссам или к диалогу. При этом, по его мнению, в ближайшие 5-6 месяцев результатов ожидать не стоит. Эксперт также предлагает восстановить двусторонний формат переговоров, а именно: грузино-абхазский, грузино-осетинский и грузино-российский по отдельности. Говоря о соглашении, которое и является основной причиной безрезультатности переговоров, Закареишвили предлагает:

"Я предложил бы абхазской и осетинской сторонам, что давайте подпишем, но при этом не признаем вашу независимость. Соответственно, мы готовы подписать с вами подобный договор как между сторонами конфликта, абхазской и грузинской, осетинской и грузинской. Думаю, они не пошли бы на это и тем самым доказали, что не мира хотят, а своего признания".

Как долго будут продолжаться Женевские переговоры и последуют ли конкретные результаты, покажет будущее.
XS
SM
MD
LG