Accessibility links

В кофейне у "Акопа" обсуждают речи Саакашвили на "ПИКе"


СУХУМИ---Сегодня в полдень мы с приятелем шли по сухумской набережной. Стал накрапывать мелкий дождик, и мы юркнули под пластиковую крышу культовой кофейни «У Акопа», в просторечии именуемой «брехаловкой», решив заодно выпить кофе. Собственно, полдень был для всех остальных, для моего же приятеля было еще раннее утро, так как он встал менее часа назад, по привычке просидев почти всю ночь в Интернете. У него и прозвище такое недавно появилось – «Ходячая Википедия». Он не блогер, но читает все политические новости, обладает замечательной памятью и любит поговорить, поэтому почерпнутая в cети информация обычно лезет из него потом, как забродившее тесто из кастрюли.

Увидев за одним из столиков знакомых, мы подошли к ним, подняв сжатые кулаки и с популярным в эти дни в Сухуме слоганом: «Свободу Якубу Лакоба!». Когда спустя несколько минут я подошел к столику от стойки с двумя чашками кофе, «Ходячая Википедия» уже прочно владел вниманием аудитории, рассказывая о позавчерашнем трехчасовом телемосте между президентом Грузии Михаилом Саакашвили и зрителями возобновившего в тот день в Тбилиси вещание русскоязычного телеканала «Первый информационный кавказский». Как обычно, он сыпал деталями и цифрами:

– Руководить каналом пригласили зарубежных журналистов. Гендиректор – англичанин Роберт Парсонс, работавший на Би-би-си и Радио «Свобода». Его зам по информации – Дэвид Чатер из «Аль-Джазиры». Пока для 200 сотрудников ПИКа выделено 7 миллионов евро из бюджета Грузии. Корпункты в Вашингтоне, Москве, Махачкале, Владикавказе, Баку, Ереване, Тегеране, Брюсселе, Анкаре… Да, и Киеве еще… По спутнику передачи канала будут смотреть во всех окрестных странах. Те, конечно, кому интересно…

– В общем, «маяк демократии», – вставил незнакомый мне парень с легкой небритостью на лице. – Значит, говоришь, Россию Миша сравнил с крокодилом, рептилией, которая только и думает, как тебя проглотить? А сам он кто? Бодливая корова, которой Бог рогов не дал…

– Нет, уже надоело это слышать, – взорвался ветеран грузино-абхазской войны, мужчина лет сорока, – вот мы все посмеиваемся тут, когда они повторяют: Россия – оккупант, а скольким это уже в мозги вдолбили! Интересно, а когда Ельцин после войны нам свет отключал, блокаду устраивал, чтоб снова в Грузию загнать, это тоже российская оккупация была? А во время войны русские им, что ли, не помогали? Мы с Саакашвили ровесники, но он в сентябре 92-го в Киеве на лекции ходил, а я на Гумисте грузинские танки останавливал. И в этих танках встречались танкисты с типично славянской внешностью… Наши земли, говорит, захватили дикие варвары? Это кого он имеет в виду? Это в смысле мы, абхазцы, захватили Абхазию?

– А пойми его… Путин – это, говорит, шах Аббас! Ну, это уже не в первый раз, это Миша уже повторяться стал. И вообще он был в своем амплуа. Ему задают вопрос, почему в Тбилиси вышвыривают беженцев на улицу, а он переводит разговор на свои слезы. Мол, публично и без камер я плакал и думал на эту тему. Ни с одним человеком или группой людей у меня нет такого чувства солидарности, как с этими людьми, вынужденными переселенцами. Я зол и разгневан и чувствую себя тоже изгнанным из дома. Мой дом – Абхазия… Покинувшие ее – это ее самая органичная, прекрасная часть. То есть, вы поняли, мы – это, соответственно, ее худшая часть! Треть всего времени про Абхазию и Южную Осетию говорил. Война, говорит, продолжается…

– Опа! А в Страсбурге в ноябре он же совсем другое говорил. Вроде того, что пусть у меня отсохнет рука, если подниму оружие против абхазов и осетин.

– Ну, так это в Страсбурге. А сейчас говорит: в следующем году, то есть в 2012-м, «мы должны быть в Сухуми», – сказал парень, которого я мысленно окрестил «небритый Роже».

– Не совсем так, – отозвался «Ходячая Википедия». – В одном грузинском издании я уже прочел: ну, чего, мол, абхазский МИД на слова Миши подкинулся? Он же не говорил о конкретной дате. Он сослался на фразу "Лешана абаа бирушалаим" («В следующем году в Иерусалиме!»), что означало надежду евреев на возвращение на землю обетованную; это из библейского рассказа об исходе евреев из Египта. Мол, мы, грузины, должны постоянно говорить «В следующем году в Сухуми» – и тоже вернемся.

– Ага, ну это типа того, как мы на фронте при прощании говорили: «Встретимся в шесть часов вечера после войны «У Акопа» – то есть вот здесь. А те, которые не сухумские были, не понимали: «Где, у какого окопа?». Такой анекдот, помню, ходил…

– Да, конкретную дату – это Ираклий Окруашвили называл несколько лет назад, когда обещал встретить следующий Новый год в Цхинвале.

– Ну, так это давно там такая традиция. В канун 93-го Шеварднадзе обещал своим бойцам, что поднимет с ними бокалы с шампанским в Пицунде.

– Мне только одно непонятно, – продолжил «Ходячая Википедия». – Саакашвили назвал Абхазию землей обетованной. Так и сказал. То есть он собирается привести сюда свой народ, как Моисей привел евреев в Израиль. Так, выходит, грузины сейчас в каком-то плену находятся, вроде египетского?

– Прикольно, – сказал небритый Роже. – А мне, знаете, что-то в Париж снова захотелось; «снова» говорю, потому что два года назад тоже хотелось. Это я к тому, что Илиа Второй снова высказал намерение приехать в ближайшее время в Абхазию. Смотрели вчера по телевизору, как отец Виссарион отреагировал: «А он что, с кем-то в Абхазии об этом приезде договаривался? И кто его сюда пустит?». Вот точно так же он когда-то и года полтора назад заявлял, что в Абхазию едет…

– Он что забыл, как перед войной его машину толпа абхазов на лыхненском повороте окружила, после его поездки на Псоу?

– Наоборот, наверное, никак забыть не может. Знаете, на что я еще внимание обратил? Вот в этом самом грузинском издании написано про абхазский МИД: «Слова президента Грузии о том, что Грузия "находится в состоянии войны", они почему-то приняли в свой адрес. Между тем, ни для кого не секрет, что Грузия находится в состоянии войны с Россией до тех пор, пока ее территории являются оккупированными». Вы что-нибудь поняли? То есть, мол, чего эти абхазы беспокоятся, мы же не с ними собираемся воевать, а российскую военную базу будем выгонять. А абхазы пусть спокойно живут. Но в грузинском государстве…

–Так примерно то же и в 92-м говорили: «А чего вы стали сопротивляться? Ну, подумаешь, сорвали мы в Очамчыре и Сухуми абхазские флаги, ну, растоптали их… А зачем они вам сдались? Ну, пограбили немножко, вырвали у пары армян в Лабре золотые зубы… Большое дело!». Могли, кстати, и «навстречу» абхазам пойти, грузинами записать, как в Очамчыре…

– Еще, кстати, Саакашвили предложил такой тест для русских: если кто скажет, что Абхазия – это Грузия, тогда можно его обнимать и целовать. Эльдар Рязанов уже высказал по этому поводу недоумение.

– Ну, это тоже не изобретение Миши. В 92-м так с пленными абхазами поступали: «Ты где живешь, в Грузии или Абхазии?». Но там уже от ответа жизнь зависела.

– А вот насчет Никиты Михалкова я что-то не понял… Разве у него была в Абхазии дача, и он приезжал просить за нее? Впервые слышу. И никто о таком не слышал. Может, Миша его с Евтушенко перепутал?

– Ох, Миша, Миша… Но дело-то не только и не столько в нем, сколько в том, что многим в Грузии все, что он говорит, безумно нравится…

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG