Accessibility links

Торгуем уже и с Китаем


Вырисовывается безрадостная картина Абхазии, выступающей в роли "сырьевого придатка"
Вырисовывается безрадостная картина Абхазии, выступающей в роли "сырьевого придатка"
СУХУМИ---Вскоре после того как почти двадцать лет назад Абхазия стала де-факто независимым государством, среди статистических данных в ней стали фигурировать цифры импорта и экспорта. Разумеется, до августа 2008-го все они были, так сказать, "односторонними", и только четыре года назад признавшая Абхазию Российская Федерация, которая является также и главным торговым партнером республики, начала тоже фиксировать цифры товарооборота с ней.

Тем не менее бизнесмены различных государств, в основном России и Турции, сотрудничают с абхазской стороной уже давно. Но, конечно, с самого начала это сотрудничество носило весьма специфический характер. В годы экономической блокады со стороны стран СНГ республика наша в значительной мере выживала за счет вывоза в Турцию круглого леса и металлолома. Непрестижно? Стыдно? Да, и это была одна из излюбленных тем критических выступлений политической оппозиции тех лет. Но что было делать?..

Любопытно, что "отходы и лом черных металлов" и сегодня составляют целых 12% экспорта в Турцию. (Вот ведь сколько понагородили черно-металлического в Абхазии за годы советских пятилеток, что почти два десятилетия это все режут и вывозят). Эту цифру взял из данных за первое полугодие 2012 года, обнародованных на днях Таможенным комитетом РА. Внешнеторговый оборот Республики Абхазия, согласно им, составил 6,748 млрд рублей. И хотя экспорт по сравнению с предыдущим периодом заметно вырос, а импорт чуть-чуть сократился, первый, тем не менее, пока в четыре раза (!) меньше второго – соответственно, 1,48 млрд рублей и 5,7 млрд рублей.

Торгуем уже и с Китаем
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:33 0:00
Скачать


Экспорт товаров из Абхазии производится только в две страны – Россию (64%) и Турцию (36%). Что же это за товары? Львиную долю экспорта в РФ (73%) составила винодельческая продукция. Тут, правда, надо учесть, что недавно заложенные в Абхазии виноградники еще не дают продукцию, и виноматериал для производства вина завозится пока из Молдавии. Так или иначе, но мы видим: эта отрасль на российском рынке весьма конкурентоспособна. Готовая пищевая продукция составила 10%, сельскохозяйственная продукция (здесь, по-видимому, ведущее место занимают знаменитые абхазские мандарины) – 8%. И только затем следует песчано-гравийная смесь, которая вывозится на стройки олимпийского Сочи, и о которой было столько разговоров, – 7%.

Гораздо больше разочаровывает структура экспортных товаров, вывозимых в Турецкую Республику. Ведь что по сути дела означают составляющие две трети (66%) их стоимости "поставки живой рыбы, рыбной муки и рыбьего жира"? Еще в первые послевоенные годы были выделены квоты турецким рыбакам на вылов рыбы у берегов Абхазии. Кстати, нарождающаяся оппозиция не раз критиковала тогда абхазские власти за то, что они позволяют турецким рыболовецким судам "разграблять рыбные богатства страны", незаконно используя при этом глубоководные тралы.

Много экологических протестов было и в связи с деятельностью абхазо-турецкой фирмы "Томсаш" (ныне "Ткуарчалуголь"), которая занимается угледобычей открытым способом. В позапрошлом году жители нескольких сел Очамчырского района, расположенных вдоль русла сильно загрязненной реки Аалдзга, блокировали железную дорогу и не пропустили в очамчырский порт состав с углем. После приобретения и установки предприятием дорогостоящего оборудования по очистке шламовых вод экологические проблемы в значительной мере были сняты. (Хочется верить, что такова ныне ситуация и в рыболовстве.) Уголь и шлам составили в первом полугодии сего года 21% экспорта в Турцию. По имеющимся также у меня данным, в год ООО "Ткуарчалуголь" добывает в среднем 250 тысяч тонн угля. За 10 лет работы организация внесла в бюджет Абхазии 1,5 миллиарда рублей в виде различных налогов и платежей.

Все это вкупе с упомянутым вывозом металлолома рисует безрадостную картину Абхазии, выступающей в роли "сырьевого придатка". Предвижу, конечно, чей-то саркастический вопрос: а что, ты хотел бы, чтоб в Турцию, страну с весьма мощной экономикой, из Абхазии везли электронику и промышленное оборудование? Вообще-то, хотел бы… Но сейчас, понятно, речь о другом. Давно в абхазском обществе задаются вопросом: неужели мы такие безрукие, что можем экспортировать только круглый лес? К счастью, в последние годы наметились кое-какие положительные сдвиги. Например, мой старый знакомый Руслан Джопуа открыл мебельную фабрику, где производятся, говорят, вполне конкурентоспособные изделия.

Что касается импорта товаров, то в его структуре из России в Абхазию фигурируют продукты питания (19%); горюче-смазочные материалы (16%); машины, оборудование, механизмы (10%); алкогольные и безалкогольные напитки и табачная продукция (10%); строительные материалы (7%), другие промышленные товары (38%). Из Турции в Абхазию импортируются горюче-смазочные материалы (41%); строительные материалы (32%), в т.ч. цемент (15%); продукты питания (25%); машины, оборудование, механизмы (9%); текстильные изделия (3%), прочие товары (12%).

На долю остальных государств, откуда импортировались в этом году в Абхазию товары, приходится 18% товарооборота. Это страны Балтии (5%), Молдавия и Германия (по 2%), Украина и Китай (по 1%). Общая доля стран, занимающих менее 1% в товарообороте республики, составляет 7%.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG