Accessibility links

Загадка Великой Абхазской стены


Абхазская стена тянулась полукругом, в основном, по горным ущельям
Абхазская стена тянулась полукругом, в основном, по горным ущельям
В воскресенье 18 ноября вечером на российском телеканале "Культура" посмотрел 45-минутную передачу "Искатели". Великая Абхазская стена". Мне нравится этот цикл российских телефильмов – "Искатели", который идет уже немало лет. И их ведущий – лысый усач с прикольным псевдонимом "Андрей И". И то, как создатели их умеют закрутить детективную интригу во время своих командировок-исследований. Ну, а если учесть, что на этот раз командировка была в Абхазию… Надо ли говорить, что смотрел не отрываясь!

Объект для исследования был выбран, безусловно, интереснейший. В мире всего три великих стены, сообщалось в начале передачи. Первая находится в Китае. Ее протяженность превышает 21 тысячу километров. Вторая – Горганская – расположена на территории Ирана. Ее длина около 200 километров. Третья – Великая Абхазская стена: ее длина 160 километров. Ученые давно уже выяснили, кто и когда построил великие стены в Китае и Иране. А вот кто и когда построил третью великую стену – Абхазскую – до сих пор науке неизвестно. Искатели пообещали провести собственное расследование и дать свой ответ на этот вопрос.

Но пока скажу о том, что я сам до вчерашнего вечера знал и помнил о Великой Абхазской стене. Ее еще называют Келасурской. Дело в том, что от стены, которая полукругом, в основном, по горным ущельям, тянулась от устья реки Келасур до устья реки Ингур, к нашим дням остались лишь фрагменты, и в основном по левому, то есть восточному берегу Келасура. Наверное, любой, кто въезжал по Кодорскому шоссе в Сухум, видел слева от трассы величественный, высотой около четырех метров, и примыкающий прямо к берегу моря фрагмент стены, сложенной из булыжника. Но кого и от кого эта стена защищала?

Загадка Великой Абхазской стены
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:03 0:00
Скачать


Поскольку достоверных свидетельств этому не сохранилось, историки давно уже выдвигали разные версии. Ну, а когда несколько десятилетий назад обострились грузино-абхазские споры, в том числе и исторические, эта тема была безнадежно политизирована. Причем нетрудно догадаться, что ожесточенные споры часто возникали между людьми, абсолютно далекими от археологии, истории и вообще науки. Причем трактовалось все крайне упрощенно: мол, какой народ построил эту стену, тот и есть "раньше пришедший". Абхазы не сомневались в том, что ее возвели их предки, а грузины – что их, для обороны от наступающих с запада и севера, и сделал это в XVII мегрельский князь Леван Дадиани. Помню такую реплику по этому поводу с абхазской стороны: да, в XVII веке была тридцатилетняя война между Мегрельским и Абхазским княжествами, в результате которой абхазы восстановили древнюю этническую границу на Ингуре, да, мегрелы до того значительно продвинулись на запад и в бывшем Себастополисе было их засилье, но почему же тогда Леван построил оборонительный рубеж не перед городом, а за ним, восточнее? Нелогично как-то получается…

Искатели в фильме перебирают все известные исторической науке версии, причем постоянно обращаясь к комментариям как абхазских историков (Аркадий Джопуа, Тач Гицба), а также российских и даже к молодой словацкой ученой.

Первая из версий – стену в VI веке нашей эры возвели персы, которые вели в ту эпоху упорнейшую борьбу с Византийской империей за владения на Западном Кавказе. (Известно, кстати, что боевые слоны Персидского царства доходили до Цибилиума, т. е. нынешнего села Цабал в Гулрыпшском районе). Но сравнение этой стены с той, что персы примерно в то же время возвели в Дагестане, показывает, что строительные технологии там применялись совсем другие.

Искатели обратились и к версии, что стену возвели древние греки. Они даже спускались с аквалангами на морское дно в районе устья реки Келасур в надежде найти там ее остатки, ушедшие под воду, как якобы некогда Диоскурия. Но обнаруженные ими неровности дна оказались валунами естественного происхождения.

Несостоятельной оказалась и версия, что стену построил византийский император Юстиниан в разгар своей борьбы с персами. (Хотя она, как я увидел потом в интернете, фигурирует чаще всего). Уже хотя бы потому, что стена в районе Келасура обращена действительно на запад, подходы к ней устроены с востока.

Искатели решили взять в разных местах стены пробы и отправить их на анализ для определения возраста известкового раствора. Но пока они ждали их результатов, очередное посещение стены повергло их в недоумение: они обратили внимание, что устроенные там бойницы предназначены для стрельбы из огнестрельного оружия! Так какой Юстиниан, какой VI век?

Между тем пришли результаты проб, и оказалось, что три образца из пяти относятся к VI веку, а к два – к XVII…

И вот тут возникает весьма стройная версия. Стену возвело в VI веке Персидское царство, но сделало это с помощью местных племен, предков абхазов (зачем тем самим было бы делить свою страну пополам?). А те использовали в качестве строительного материала местный булыжник. Леван Дадиани же спустя тысячелетие во время абхазо-мегрельской войны решил использовать древнее сооружение. Он надстроил стену, так появились бойницы для огнестрельного оружия. А в пространстве между сохранившимися фрагментами из каменной кладки возвел деревянную стену, которая впоследствии не сохранилась…

Не знаю, насколько убедительными покажутся международному ученому сообществу ответы создателей фильма на загадочные вопросы, которые перед ними стояли, но смотреть передачу было интересно и увлекательно. И нельзя было не согласиться с ведущим, когда в концовке фильма он сделан вывод, что Великая Абхазская стена – это великолепный туристический объект, который совершенно недостаточно используется сегодня в Абхазии.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG