Accessibility links

Изменить закон и облегчить доступ к информации


Чтобы понять, почему закон буксует, и предпринять какие-то меры для изменения ситуации, Ассоциация работников СМИ РА (АРСМИРА) проводит общественную кампанию в рамках проекта "Внесение поправок в закон "О праве на доступ к информации"
Чтобы понять, почему закон буксует, и предпринять какие-то меры для изменения ситуации, Ассоциация работников СМИ РА (АРСМИРА) проводит общественную кампанию в рамках проекта "Внесение поправок в закон "О праве на доступ к информации"
Абхазские журналисты исследуют, как работает на практике закон Республики Абхазия "О праве на доступ к информации", который был принят более пяти лет тому назад. Он должен был облегчить журналистам и обычным гражданам доступ к информации государственных органов власти. На деле получить нужную информацию порой невозможно, а тот объем, который предлагают официальные СМИ и который можно получить в органах государственной власти, несущественен. Преамбула закона снабжена звучными лозунгами об открытости государства и общественном контроле над деятельностью его органов, однако реальность сильно расходится с декларацией.

Чтобы понять, почему закон буксует, и предпринять какие-то меры для изменения ситуации, Ассоциация работников СМИ РА (АРСМИРА) проводит общественную кампанию в рамках проекта "Внесение поправок в закон "О праве на доступ к информации". Финансирует проект – МИД Чехии. Координатор проекта – журналист Анаид Гогорян.

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:29 0:00
Скачать

1 июля абхазские журналисты, сотрудники независимых СМИ направили десятерым членам правительства Абхазии запросы, в которых сформулировали актуальные для граждан страны вопросы. Мы хотели проследить за тем, какой будет реакция чиновников на обращения.

Премьер-министра Леонида Лакербая просили предоставить информацию о том, какие меры принимает правительство для исправления ситуации в банковской сфере, так как из девяти банков шесть – убыточные. Вице-премьера и министра финансов Владимира Делба – проектно-сметную документацию на реконструкцию Сухумского городского стадиона и жилого дома по улице Басария (дом 73). У вице-премьера Индиры Вардания просили данные о количестве детей, которые пойдут в этом году в дошкольные учреждения Абхазии и останутся не охваченными. У вице-премьера Александра Страничкина – сравнительные данные по сборам Рицинского заповедника в 2010-2012 гг. Министра иностранных дел Вячеслава Чирикба просили дать перечень международных организаций, работающих в Абхазии. Министра экономики Давида Ирадяна –сообщить сумму налогов, поступивших в бюджет от деятельности "Абхазской фруктовой компании", и сумму, которая поступила в бюджет от приватизации объектов в 2012 году. Министра внутренних дел Отара Хеция просили предоставить данные о состоянии преступности за 2012 год и четыре месяца 2013 года. Председателя Госкомимущества Константина Кация – назвать собственника гостиницы "Абхазия" в г. Сухум, сумму, поступившую в бюджет от приватизации этого объекта, и условия договора. Начальника Управления госстатистики Зою Авидзба просили сообщить данные последней переписи населения, которых нет в свободном доступе. К депутату Народного собрания – парламента РА Апполону Гургулия обратились с просьбой предоставить информацию о законности изъятия земель в селе Лабра, ранее принадлежавших колхозу, и сообщить наименование организации, которая добывает щебень на реке Тгамыш.

Самым оперативным оказался МИД, ответ был получен на следующий день. Через день откликнулся Владимир Делба, правда, он сообщил, что запрашиваемая информация не относится к деятельности Минфина и предоставить ее невозможно. Депутат Апполон Гургулия 17 июня ответил на запрос, который ему отправили 7 мая, но ему пришлось самому направлять запросы в ведомства, чтобы дать квалифицированный ответ. Зоя Авидзба первый запрос, который был направлен ей 7 мая, проигнорировала. На повторный запрос ответила частично 17 июля и запросила уточнения, когда журналист предоставила их, категорически отказалась от общения. Начальник штаба МВД К. Званбая сообщил данные о состоянии преступности в республике только 29 августа. Все остальные руководители молчат. Они, видимо, не читали закон "О праве на доступ к информации" и не знают, что он обязывает их предоставить ответ в течение десяти рабочих дней.

Юрист проекта – Саид Гезердава был разработчиком данного закона. Пять лет спустя он проанализировал закон и пришел к выводу, что в него необходимо вносить поправки. 30 августа на круглом столе, организованном АРСМИРА, журналисты, юристы, депутаты, представители Общественной палаты, судебных органов и прокуратуры, сотрудники НПО обсудили предлагаемые им изменения. Саид Гезердава открыл встречу и рассказал о предлагаемых поправках:

"Я обратил внимание на то, что закон не гарантирует доступ к информации юридическим лицам, то есть просто их не называет. Это нонсенс. Мне кажется, что именно они являются основными потребителями такой информации, это предприниматели, редакции газет, которые иногда организуются в форме юридических лиц, поэтому это очень важно. Само понятие информации сложное, его сложно интерпретировать. Достаточно сложным и неоднозначным является понятие "материальный носитель", особенно если информация нигде не закреплена, кроме как в сознании человека, а этот человек – чиновник. Я посчитал, что очень важно внести дополнительное определение понятий "официальная информация" и "официальный сайт государственных органов и органов местного самоуправления". Важное дополнение касается СМИ. Мы распространяем на них действие закона. Раньше они не являлись субъектами, их отсылали к закону "О СМИ". Теперь, поскольку закон о доступе к информации становится базовым законом для получения информации от органов государственной власти, почему бы не предоставить такое право, которое более удобное, и, в целом, весь закон посвящен ему".

Он предложил также закрепить в законе доступ к открытым заседаниям представительных и коллегиальных органов, упростить механизм запроса информации и исключить из него возможности для должностного усмотрения, а также изъять требование платы за предоставление информации.

Спорной, по его мнению, является отнесение информации к категории "служебная тайна органов и организаций". Любая государственная организация может отнести к служебной тайне любую информацию, которую не хочет разглашать. Определить служебную тайну очень сложно. В России была такая попытка, но четко сформулировать ее пока не удалось. Над этим вопросом надо работать. Саид Гезердава предложил усилить ответственность чиновников за необоснованный отказ в предоставлении информации и возложить обязанность проводить мониторинг исполнения закона на уполномоченного по правам человека при президенте.

Проект будет работать до октября 2013 года, и работа над законом продолжится. В сентябре, как только депутаты парламента РА вернутся из отпуска, поправки будут направлены в профильный комитет для рассмотрения.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG