Accessibility links

Вместо реформы камуфляж


Общество требует, чтобы передачи АГТРК отражали широкую палитру мнений, чтобы в ее программах обсуждались актуальные темы с участием представителей самых разных общественных организаций и политических партий
Общество требует, чтобы передачи АГТРК отражали широкую палитру мнений, чтобы в ее программах обсуждались актуальные темы с участием представителей самых разных общественных организаций и политических партий
Сегодня в социальной сети Facebook активно обсуждается положение «Об Общественно-консультативном совете Абхазской государственной телерадиокомпании». Оно было разработано в октябре 2013 года руководителем Управления информации при президенте Кристианом Бжания. Текст документа наводит на мысль о неадекватном ответе абхазского правительства на законные требования общества реформировать деятельность АГТРК в соответствии с декларируемой Конституцией Абхазии приверженностью демократии, а также законами о СМИ и доступе к информации.

Общество уже давно требует, чтобы АГТРК, существующая на средства абхазских налогоплательщиков, обслуживала интересы граждан, а не президента и кабинета министров, чтобы ее передачи отражали широкую палитру мнений, чтобы в ее программах обсуждались актуальные темы с участием представителей самых разных общественных организаций и политических партий.

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:18 0:00
Скачать

Сегодня в Абхазии людям доступно качественное спутниковое телевидение, в сравнении с ним АГТРК проигрывает. Профессиональный уровень передач, которые напоминают о канувшем в лету советском прошлом, не устраивает современного абхазского зрителя. Он уже проголосовал своим пультом, отдав предпочтение более динамичным и современным российским телеканалам. Но даже большинство из тех, кто сохраняет верность национальному телевидению, хочет видеть его другим: более живым, разнообразным, отвечающим требованиям дня.

Однако вместо нового телевидения нам предлагают, судя по всему, непонятный орган, который будет формироваться кабинетом министров и встанет на страже, как сказано в положении, «защиты прав потребителей программ на принятие верной и объективной информации». А мы уже знаем, что «верной и объективной информацией» правительство считает только ту информацию, которая рассказывает зрителям про его безупречную во всех отношениях работу.

В положении о деятельности Общественно-консультативного совета нет ни слова ни о плюрализме мнений, который он должен бы обеспечивать, ни о возможности влияния на работу АГТРК общества. Зато точно прописано, что ОКС формируется из девяти членов, их выдвигают только определенные и пользующиеся доверием власти организации: Общественная палата, Союз журналистов, Союз писателей и Ассоциация писателей, Союз художников, Союз композиторов, Абхазский государственный драматический театр и Сухумский русский театр драмы и Ассоциация матерей Абхазии «За мир и социальную справедливость».

Руководители и сотрудники других средств массовой информации, депутаты, представители общественно-политических организаций и политических партий не могут входить в состав Совета.

Положение об Общественно-консультативном совете при АГТРК прокомментировал Владимир Зантариа, писатель и председатель сухумского отделения политической партии «Форум народного единства Абхазии»:

«В нашей стране уже сложилась многопартийная система, в республике действует множество общественных организаций, выступающих с разумными предложениями по выводу страны из кризиса. И почему они должны быть так категорично, одним росчерком пера, лишены права участия в общественном совете, обладающем лишь рекомендательным голосом? Почему пущена коту под хвост деятельность рабочей группы по реформированию АГТРК, которая представила более 20 предложений по улучшению качества вещания, и они были в целом одобрены? Почему проигнорированы АРСМИРА и другие независимые журналистские сообщества, активно содействующие формированию общественного мнения и обеспечивающие мониторинг различных актуальных проблем в социальных сетях? Я являюсь членом Союза журналистов с 30-летним стажем, но не помню, когда в последний раз нас собирали на какой-либо пленум, хотя бы по вопросам совершенствования профессионального мастерства? Нам навязывают Совет, заведомо обреченный на медленное умирание. АГТРК нужен Совет, состоящий хотя бы наполовину из людей, способных профессионально оценивать деятельность телевидения и радио, а также представителей общественных организаций, являющихся катализаторами реформ, иначе мы получим филиал Совета старейшин Абхазии... И никакую пользу АГТРК от подобной структуры не получит...»

По мнению депутата председателя парламентского комитета по образованию, науке и культуре Ахры Бжания, одного из разработчиков законопроекта о телевидении и радиовещании, деятельность гостелевидения не может регулироваться положением кабинета министров, она должна осуществляться в соответствии с законом. Он говорит, что в проекте закона предусмотрен коллективный регулирующий орган, который называется Национальный совет по телевидению и радиовещанию и существенно отличается от ОКС. Национальный совет состоит из пяти человек, их кандидатуры предлагает парламент и утверждает президент. Совет должен быть независим в принятии решений в рамках свой компетенции. Он будет назначать директора АГТРК, лицензировать вещательные организации, обеспечивать реализацию прав телезрителей, регулировать рекламную политику. Его отчеты будет заслушивать парламент, и они будут публиковаться в СМИ.

Эта структура, по мнению Бжания, не может существовать на общественных началах, ей необходимо соответствующее финансирование и аппарат, который будет продвигать инновации технического, юридического и собственно вещательного характера:

«Предложение о введении института Национального совета в проекте закона обусловлено стремлением децентрализовать АГТРК. В проекте положения правительства я вижу желание закамуфлировать нынешнее положение дел, оставив его фактически без изменений. Я не уверен в том, что оно еще жизнеспособно, не исключено, что авторы о нем уже забыли», – сказал Ахра Бжания.

В то же время очевидно, что положение разрабатывалось под руководством президента, и не для того, чтобы через пару месяцев о нем забыть. Складывается впечатление, что телевидение становится своеобразным канатом, который тянут на себя с одного конца исполнительная власть, с другого – активные граждане, которые хотят перемен. Пока счет 1:0 в пользу президента. Закон не был принят в первом чтении, а положение уже готово, и кабмин может его принять, не спрашивая никого о том, нравится оно или нет.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG