Accessibility links

SOCAR переносит акцент


Сокращение поставок бензина вовсе не означает, что азербайджанская госкомпания сворачивает свое присутствие на грузинском рынке топлива. SOCAR просто переносит акцент на другое направление
Сокращение поставок бензина вовсе не означает, что азербайджанская госкомпания сворачивает свое присутствие на грузинском рынке топлива. SOCAR просто переносит акцент на другое направление
В конце прошлого года государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR прекратила поставки в Грузию бензина марки Regular. Почему крупнейший поставщик топлива и владелец крупной сети заправок в Грузии был вынужден пойти на этот шаг?

Бензин Regular (А-91) является самым популярным в Грузии. За 11 месяцев прошлого года 73% импорта пришлось именно на горючее этой марки, еще 25% – на Premium (А-95) и оставшиеся 2% – на Super (А-98). Естественно, подобный дисбаланс вызван, прежде всего, низкой покупательной способностью населения, которое отдает предпочтение дешевому топливу.

Regular, который компания SOCAR поставляла на грузинский рынок, был качественным и дешевым. Однако в конце прошлого года его завоз фактически прекратился. В декабре из Азербайджана было поставлено всего 52 тонны автомобильного бензина, и это в 38 раз меньше, чем в декабре 2012 года.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:39 0:00
Скачать

Поставки из Азербайджана снижались весь прошлый год. По официальному сообщению SOCAR, которая ведет дела на грузинском рынке с 2006 года, по итогам прошлого года компания поставила на внешние рынки всего 14 тыс. тонн автомобильного бензина. Для сравнения: в 2012 году этот показатель составлял 60 тыс. тонн, то есть за год экспорт азербайджанского бензина сократился на 76%.

Прокомментировать ситуацию я попросил председателя Союза импортеров нефтепродуктов Грузии Вано Мтвралашвили. По словам эксперта, причин, по которым был прекращен импорт, несколько:

«В первую очередь, в самом Азербайджане резко выросло потребление бензина – в прошлом году на 10%. Во-вторых, азербайджанские НПЗ в настоящее время модернизируют, чтобы в будущем не закупать высокооктановые марки бензина в Европе».

По словам Мтвралашвили, прекращению экспорта из соседней страны способствовало и то, что в связи с временной остановкой НПЗ в Азербайджане резко подорожал бензин. Цены, которые в соседней кавказской республике устанавливает государство, практически сравнялись с грузинскими. Между тем у азербайджанского бензина на грузинском рынке оказался серьезный конкурент – румынское топливо. Хотя Румыния и не является нефтедобывающей страной, бензин, который производят в этой восточноевропейской стране, оказался дешевле азербайджанского при вполне сопоставимом качестве. Сочетание этих факторов привело к тому, что экспорт нефтепродуктов для SOCAR стал попросту невыгодным.

Однако сокращение поставок бензина вовсе не означает, что азербайджанская госкомпания сворачивает свое присутствие на грузинском рынке топлива. По мнению Вано Мтвралашвили, SOCAR просто переносит акцент на другое направление:

«SOCAR является крупнейшим инвестором в экономику Грузии, ведь ему принадлежит более 110 АЗС. В перспективе они собираются развивать и другие направления – например, строительство автогазовых заправок».

Действительно, в стране, где использование газа в качестве топлива обходится вдвое дешевле, чем бензина, такое направление может оказаться весьма перспективным. Об этом говорит хотя бы тот факт, что автопарк такси в Тбилиси уже переведен на газ.
XS
SM
MD
LG