Accessibility links

Абхазия мусульманская


Сегодня в Абхазии отмечают 22-ю годовщину освобождения Гагрского района в ходе Отечественной войны 1992-1993 годов. Но выходной в республике – не в связи с этим. Напомню, что в нынешнем апреле абхазский парламент значительно увеличил количество выходных дней. Большинство дополнений связано с православным церковным календарем, но было решено также добавить к мусульманскому празднику Курбан-байрам (по-абхазски – Курбаныхуа), выпадающему на нерабочие дни, еще один выходной, подобно тому, как такой добавился нынче к православной Пасхе. И вот решением кабинета министров Абхазии к празднику Курбаныхуа, который на сей раз отмечался позавчера, в субботу 4 октября, был добавлен и выходной день в понедельник 6 октября.

Позавчера президент Абхазии Рауль Хаджимба в своем поздравлении отметил: «Наша республика славится тем, что здесь абсолютно на равных правах живут одной судьбой представители самых разных религий, и Курбан-байрам является праздником не только мусульман, но и всех граждан Республики Абхазия – мы все встречаем его с самыми светлыми чувствами». А еще в тот день президент и другие руководители Абхазии присутствовали на Республиканском стадионе в Сухуме, когда там проходил товарищеский матч по футболу между сборными Абхазии и Чеченской Республики. Игра посвящалась Дню независимости Абхазии. Ведущий церемонии открытия товарищеского матча Михаил Цкуа поздравил, в частности, братьев из Чечни с праздником Курбан-байрам. А поскольку 5 октября у главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова был день рождения, федерация футбола Абхазии передала ему через президента федерации футбола Чечни Ламберта Музаева поздравления и памятный подарок. Матч же завершился со счетом 1:0 в пользу хозяев поля.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:15 0:00
Скачать

А незадолго до Курбаныхуа на российском интернет-портале islam-today появилось интервью муфтия Абхазии Салиха Кварацхелия, озаглавленное «Азан над Абхазией». Его предваряет запоминающееся фото – фигурка в черкеске на мощной древней крепостной стене. Несколько лет назад, сказано в пояснительном тексте к снимку, Салих-хаджи поехал на экскурсию в Новый Афон. И перед намазом что-то подсказало ему взойти на сохранившиеся развалины и с высоты стен анакопийской крепости, построенной в доисламскую эпоху, прочитать азан. Когда-то, в 736-737 годах, здесь погибли 35 тысяч воинов арабской армии полководца Мервана и абхазы, оборонявшие цитадель. Пронзительный распев «Аллаа-агъу Акбар!» уносился в прозрачные дали – впереди Черное море, за спиной горы. Азану над Абхазией вторило эхо…

Да, тогда, почти тринадцать столетий назад арабские завоеватели не смогли утвердить в Абхазии ислам. Еще более семи веков здесь господствовало византийское православие, хотя сохранялись и дожившие до сего дня традиционные абхазские верования. Мусульманство на эту землю принесли уже турки-османы, в 1453 году завоевавшие Константинополь и распространившие затем свое влияние и на Черноморское побережье Кавказа. Известно, что первыми мусульманами в Абхазии во времена Османской Турции были представители высших сословий, князья и дворяне. В Стамбул, Трабзон, Батум и другие города для обучения основам мусульманского вероучения и права, турецкого и арабского языков отправлялись наследники владетельных князей Чачба, дети абхазских князей, дворян. Они строили фамильные мечети, например, Кац Маан в Гудауте в середине XIX века. Постепенно ислам проник и в крестьянскую среду. После массового переселения абхазов, в основном мусульман, в Османскую империю во времена махаджирства XIX века позиции ислама в Абхазии заметно ослабли. Тем не менее в царской России были такие борцы за права абхазских мусульман, как Ч. Бутба, Сулейман Смыр, один из авторов письма русскому царю о построении мечетей в Абхазии. В советский период, несмотря на преследования и репрессии, проповедовали ислам имамы: Махмут и Махты Адлейба, Мыстафа Минджия и другие в Абжуйской Абхазии; Хакы Авидзба, Меджит Хватыш, Мсурат Царгуш, Арутан Гицба и другие в Бзыбской Абхазии. Но впоследствии остался последний советский «мулла», который совершал намаз, читал Коран, – житель села Дурипш Арутан Гицба. Мечетей в Абхазии тогда уже не было.

Собственно, архитектурных мечетей нет и сейчас. Действуют два молитвенных помещения в Сухуме и Гудауте. Но хотя практикующих мусульман здесь немного, ислам в Абхазии возрождается. Создано Духовное управление мусульман. Ныне, после ухода из жизни первого муфтия, репатрианта из Турции Адиля Габлиа, муфтием стал молодой Салих Кварацхелия. Выходец из села Дурипш, он живет сейчас с семьей в соседней с моей сухумской пятиэтажке. Салих рассказывает, что принадлежит к мусульманскому роду, поступив в Нефтяной университет в Уфе, дружил с мусульманами. Позднее, учась в Адыгейском госуниверситете, начал более системно изучать ислам, стал активно заниматься религиозной деятельностью…

Помню, какую неоднозначную реакцию вызвало несколько лет назад в абхазском обществе высказывание одного из недавних лидеров страны о том, что Абхазия является православной страной. Высказывание и впрямь неудачное, опрометчивое. Да, исторически православное христианство сыграло большую роль в становлении абхазского государства, да, большинство верующих в стране исповедует православие. Но Абхазия – многоконфессиональная страна. Салих Кварацхелия говорит: когда позволяют себе называть Абхазию православной страной, мы не должны забывать, что большинство абхазов в мире – мусульмане, ведь абхазы, которые четко сохраняют свою национальную идентичность, язык, культуру, живут не только в Абхазии.

Добавлю, что при всей многоконфессиональности Абхазия всегда была страной религиозной терпимости. Вот почему когда чересчур говорливый российский диакон Андрей Кураев, занимаясь несколько лет назад в Абхазии «миссионерской деятельностью», начал настраивать на встрече в Абхазском университете студенческую аудиторию против мусульман, это вызвало там протесты и возмущение.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG