Accessibility links

«Тартюф» четырнадцать лет спустя


Здание русского театра обрело жизнь благодаря российской финансовой помощи. Старое, пропитанное запахом сырости и плесени, всегда холодное и неуютное помещение превратилось в прекрасный театр, соответствующий международным требованиям
Здание русского театра обрело жизнь благодаря российской финансовой помощи. Старое, пропитанное запахом сырости и плесени, всегда холодное и неуютное помещение превратилось в прекрасный театр, соответствующий международным требованиям

После пятилетнего перерыва, связанного с ремонтом здания, в Сухуме снова открылся Государственный русский театр драмы. 16 декабря в нем прошла премьера спектакля «Тартюф».

Спектакль по пьесе Мольера «Тартюф» в 2000-м году шел на сцене Русского театра и запомнился зрителям. О том, почему новый этап в жизни театра коллектив решил начать именно с него, рассказывает директор и художественный руководитель театра, а также режиссер восстановления Нина Балаева:

«Сегодня такой волнующий, такой долгожданный, такой ответственный момент! Он поворотный в нашей очень нелегкой судьбе, я имею в виду коллектив театра. Поэтому сегодня мы представим вам спектакль «Тартюф». Он очень значим в нашей истории. Когда-то этот спектакль знаменовал собой наше послевоенное возрождение. Мераб Читанава – мастер нашей первой студии, талантливый человек, с которым мы связывали надежды на будущее. Он успел создать великолепный дипломный спектакль и трагически ушел из жизни».

Воссозданный «Тартюф» – спектакль очень живой, порой веселый, временами грустный, пластичный, он не оставил публику равнодушной. Зал принял спектакль тепло, и аплодисменты долго не стихали. В числе зрителей были: президент Абхазии Рауль Хаджимба, спикер Народного собрания Валерий Бганба, посол России в Абхазии Семен Григорьев, премьер-министр Беслан Бутба и другие официальные лица.

«Тартюф» четырнадцать лет спустя
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:06 0:00
Скачать

После спектакля художественный руководитель Нина Балаева, которая работает в театре с момента его основания, поделилась своими впечатлениями:

«Пять лет мы ждали, когда, наконец, попадем в эти стены. Мы просто счастливы. Если бы не было этого ремонта, помещение превратилось бы просто в сарай. Конечно, по судьбе, этот ремонт был очень нужен. Мы наконец сегодня дали первый спектакль. Конечно, несмотря на впечатление зрителей, которые не знают, что с чем сравнивать, мы понимаем, что еще не совсем ушло напряжение. Спектакль еще может раскрутиться, раскататься, расслабиться и быть абсолютно «вкусным», абсолютно импровизационным. На воле актеры в заданном коридоре осуществляют просто бесподобные импровизации, от которых вырастают крылья, когда на это смотришь!»

Здание русского театра обрело жизнь благодаря российской финансовой помощи. Старое, пропитанное запахом сырости и плесени, всегда холодное и неуютное помещение превратилось в прекрасный театр, соответствующий международным требованиям, в котором сегодня могут выступать любые театры. Сцена оборудована поворотным кругом, заменены все механизмы, зал оснащен огромным парком осветительных приборов, рассчитанных на самые разнообразные световые решения. Очень важно, что акустика зала в результате ремонта не пострадала.

Русский театр появился в Абхазии в 1981 году в качестве Театра юного зрителя, но помещения у него не было, и он вел кочевую жизнь. Вскоре под театр было приспособлено левое крыло здания гостиницы «Рица», был оборудован зал и приглашены актеры из разных городов Советского Союза. Война 1992-1993 гг. застала их в отпуске, все они разъехались, и после войны уже никто из актеров не вернулся, потому что работать в разрушенном войной городе без зарплаты, без тепла, без элементарных условий было немыслимо. Но руководство театра не сдалось. В 1995 году была открыта студия, и в ней появились студенты. Уже в конце первого года обучения однокурсник режиссера и художественного руководителя театра Мераба Читанава Альберт Авходеев из Волгограда поставил первый послевоенный спектакль для широкой публики «Здравствуй, принцесса!» Это была музыкальная остроумная сказка, прекрасно принятая публикой, которая шла на сцене театра не один год. А дипломным спектаклем первого актерского выпуска стал «Тартюф».

Двадцать лет Государственный русский театр драмы, несмотря на минимальное финансирование и отсутствие условий, работал, играл спектакли. После смерти режиссера Мераба Читанава директор театра Нина Балаева и актер Джамбул Жордания окончили в Москве Высшие режиссерские курсы и начали сами ставить спектакли. Театр участвовал в фестивалях и конкурсах. Наиболее успешно он выступил на фестивале русских театров национальных республик «Комплимент». Два спектакля – «Немая жена» (режиссер Нелли Эшба) и «Нет суда на дураков» (режиссер Джамбул Жордания) получили ряд номинаций: за лучшую режиссуру, лучшую актерскую игру, лучший дуэт и примерное служение искусству. Спектакль «Тартюф» был показан на Международном фестивале театральных школ «Подиум», который проходит в Москве, а со спектаклем «В конце женю» коллектив Русского театра выступил на фестивале чеховских спектаклей «Мелиховская весна». Номинаций на этих двух фестивалях нет, но на оба спектакля были хорошие отзывы критиков.

О планах театра на ближайшее будущее Нина Балаева рассказывает так:

«Если мы успеем, то до детских новогодних праздников покажем «Нет суда на дураков» по «Федоту» филатовскому. Была в работе музыкальная сказка для детей, красочная, веселая, мы ее покажем детям, готовим им сюрприз. В дальнейшем мы будем стараться вернуть в репертуар спектакли, которые могут быть интересны зрителям. Планы по новым спектаклям есть, но не буду их озвучивать, потому что одно название может быть заменено другим, пусть это останется сюрпризом!»

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG