Accessibility links

«Обстоятельства места и времени»: выставка как разговор


Вокруг выставки уже образовался некий круг молодых, ориентированных на творчество людей, которые собираются здесь почти каждый день, чтобы пообщаться. Идей у них новых много, и на февраль уже планируется следующая экспозиция
Вокруг выставки уже образовался некий круг молодых, ориентированных на творчество людей, которые собираются здесь почти каждый день, чтобы пообщаться. Идей у них новых много, и на февраль уже планируется следующая экспозиция

21 октября в Сухуме открылась выставка современного искусства «Обстоятельства времени и места», на которой представлены работы абхазских и швейцарских художников.

Если быть точным, то представленная на выставке экспозиция имеет прямое отношение не к современному искусству, а к направлению Contemporary Art. Выставка будет работать до 1 ноября, и у абхазской публики еще будет возможность познакомиться с работами, инсталляциями и видео-артом, которые многие, особенно молодые зрители, возможно, увидят впервые.​

Примечательно место, в котором проходит выставка. Это склад драмтеатра во внутреннем дворике столетнего сухумского дома, прикрытого с улицы покосившимися воротами. Прямо за выставочным залом Союза художников Абхазии. Из колодца двора виден клок синего осеннего неба. Организаторы и участники выставки своими руками его почистили, подкрасили и подготовили для размещения экспозиции. Место такое, думаю, выбрано неслучайно. Объекты, относящиеся к «контемпорари арт», как правило, выставляются именно в таких залах, больших, пустых, с голыми стенами и обнаженной кладкой, на задворках исторических зданий или в покинутых производителями промышленных павильонах. Это тоже часть традиции, облюбованная неформальными художниками.

«Обстоятельства места и времени»: выставка как разговор
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:41 0:00
Скачать

Идея нынешней выставки возникла в Базеле в прошлом году. А до Базеля, два года назад в Абхазии стартовал проект «Молодые художники Абхазии – молодые художники Базеля». Группа студентов из Базеля приехали в Абхазию для совместной работы с местными студентами отделения изобразительного искусства Абхазского государственного университета и молодыми художниками и фотографами. Автором проекта и организатором «воркшопа» в Абхазии была Дагмар Райхерт, профессор Цюрихской школы искусств и директор швейцарского фонда Art as Foundation. Молодые художники совместно планировали и осуществляли работу, по итогам которой в Сухуме организовали выставку. В ноябре 2014 года группа из шести художников и переводчика из Абхазии побывала в Базеле, где была организована еще одна совместная выставка. И вот теперь две участницы абхазо-швейцарского проекта – Асида Бутба и Татьяна Ергунова стали кураторами третьей совместной выставки.

Абхазию на выставке представляют Зевар Каншао – сирийский художник, который живет и работает в Сухуме, известные абхазские художники – Адгур Дзидзария и Архип Лабахуа, а также молодые авторы – Инна Джения, Гера Салакая, Татьяна Ергунова, Константин Грецов, Амра Чичба, Николь Барциц, Апща Хагба и Сабина Кварчелия. Швейцарию представляют – Дидре О’Лири, Леа Рюетт, Сара и Наташа, Силас Хайзманн, Селин Либл, Марк Хорлер, Арон Россман-Кисс, Юля Миннинг и Соня Липпунер.

Асида Бутба так прокомментировала идею выставки:

«Это – реальность, которую мы все видим разными глазами. Это то, о чем мы хотим говорить, когда смотрим на одни и те же вещи, и то, какие ассоциации у нас возникают. Живя в одном и том же городе, мы видим совершенно разные вещи. Когда люди приезжают из-за рубежа, они могут видеть совершенно другие вещи, совершенно другой контекст, и это тоже важный момент. Когда ты не варишься в своем соку, когда ты можешь немножко использовать тот взгляд, который есть со стороны. И неважно, согласен ты с ним или нет. Совершенно нормально не быть согласным. Мне кажется, что главное – это без снобизма. Когда у нас тут был ужин, мы с Архипом Лабахуа подняли тост за: «Без снобизма!» Когда ты не пытаешься цензурировать или когда ты не пытаешься говорить, что «это слишком плохо», «я не буду это выставлять», когда ты просто открыт тем обстоятельствам, которые есть!»

Вот и сама выставка. На большой фотографии Зевара Каншао, прошитой черными тенями, мы видим манекены.

«Холодная зимняя ночь. Морской воздух и ясное небо. Холодный ветер заморозил все. Даже мои мысли. Но манекену тепло внутри уютного магазина… Ясное небо и мои замороженные мысли вдохновили меня достать камеру и запечатлеть этот момент», – так объясняет Зевар зрителю свою идею.

Инна Джения предложила серию фотографий на маленьких фанерных дощечках, объединив их названием «Неординарность момента в ординарности дней». У Геры Салакая два видео, два неба – над Рицей и над Сухумом, облака клубятся на двух экранах над горами и городом.

Дидре О’Лири предлагает видео своей прогулки по сухумскому санаторию МВО и Синопскому парку, ее взгляд выхватывает потемневшие от времени скульптуры – большие бетонные головы, какие-то покосившиеся конструкции, детскую площадку, она видит во всем следы запустения. Селин Либл в своей аудиоинсталляции «Просто зеленый» пытается «объединить опыт взаимодействия с культурой и впечатлениями об Абхазии, сложившийся внутри швейцарской группы» во время пребывания здесь.

У Кости Грецова четыре почти черных фотоквадрата, на них запечатлен «замороженный ремонт подвала монастыря, живущего законсервированной жизнью». У Тани Ергуновой излюбленный объект – лестница. Она использует этот символ для передачи своих ощущений от заброшенных пустых домов, которых в Абхазии осталось немало после войны. У Сабины Кварчелия видео под названием «Так хочется верить, что дождь закончится».

На большой доске в центре зала разложены залитые в парафин осколки реальности. Это фрагменты, которые можно подобрать с земли, отколоть от стен, накрошить из выброшенных газет и книг. Подготовлены эти экспонаты Соней Липпунер вместе с Инной Джения и Амрой Чичба.

«Мир предлагает массу фактов для того, чтобы заполнить гомогенное и пустое время, но внезапно и, возможно, лишь на миг вы можете увидеть и задержать эту пустоту», – так обозначили авторы свою идею.

Особенно хочется отметить работу 21-летнего швейцарского антрополога – Арона Россман-Кисс «Пограничье». Это двенадцатиминутное слайд-шоу из фотографий, снятых во время длительного путешествия по приграничным территориям с подписями к ним. Автор выхватил своим объективом кусочки суровой и депрессивной реальности «пограничья». Он снимал на грузино-абхазской и грузино-осетинской границе, на греко-турецкой границе, в Косово, на Кипре и в Курдистане, лагеря беженцев в Греции и в Болгарии. Эффект получился удивительный: как будто все снято в одной стране и на одной границе, хотя она – везде разная.

Не все принимают выставку, есть и критические отзывы, и разочарование. Отвечая критикам, Асида Бутба говорит:

«На этой выставке, прежде всего, мы хотели отразить какой-то процесс. Он абсолютно незрелый. Здесь, я думаю, что буквально несколько художников, которые обладают профессиональными навыками. Все остальное – это процесс, но он не исключает из себя приобретение этих навыков. Может быть, на эту выставку можно смотреть еще и как на разговор. Не как на способ выставить какую-то очень хорошую работу, а просто как на разговор о том, чем я живу, что мне интересно. И, может быть, к этому относиться надо немножко легче. То есть здесь ничто не претендует на статус искусства».​

Возможно, все дело в настрое, думаю я. Приходя на выставку, зритель, как правило, хочет увидеть понятные и приятные вещи. Он не готов к тому, что вместо развлечения автор имеет намерение заставить его разгадывать свою идею, как ребус.

Значение выставки Асида Бутба формулирует так:

«Я думаю, что как раз либеральность этой выставки, которая многим не понравилась из-за отсутствия навыков, дает возможность говорить без цензуры, также без цензуры по качеству. Когда ты очень много всего делаешь «в стол», а показываешь только то, что достойно одной институции или какого-то одного взгляда, то я просто не вижу, как может пойти культурный процесс дальше. Нужен какой-то полигон, на котором можно показывать и плохие вещи. Вполне может быть интересно и то, что они говорят, несмотря на то, что выставка плохая. Я думаю, что есть какое-то определенное количество молодежи, которая не может уже разговаривать архаическим языком, а никакого другого нет. Они не блатные и не хотят быть бизнесменами, и деться им некуда. То есть здесь есть какое-то количество думающих людей, у которых нет очень конкретной направленности. Художников, которым нужна определенная среда, и, мне кажется, что в смысле этой среды наша площадка может работать».

Вокруг выставки уже образовался некий круг молодых, ориентированных на творчество людей, которые собираются здесь почти каждый день, чтобы пообщаться. Идей у них новых много, и на февраль уже планируется следующая экспозиция.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG