Accessibility links

Страсти вокруг сухумского герба


Можно предположить, что именно тема празднования 2500-летия Сухума вызвала к жизни идею создания городского герба
Можно предположить, что именно тема празднования 2500-летия Сухума вызвала к жизни идею создания городского герба

На днях на заседании Сухумского городского Собрания разразится скандал, чуть ли не потасовка, которая заставила депутатов отложить рассмотрение внесенного в повестку дня вопроса. Ситуация возникла из-за неожиданно появившейся идеи замены герба Сухума.

Это само по себе звучит весьма странно, если не сказать дико. Ведь герб – нечто, воспринимаемое как неизменная данность, связанное чаще всего с седой стариной. Правда, в данном случае герб очень юный, он был утвержден только в 1998 году. Да, так получилось, что у города, которому минимум две с половиной тысячи лет, до той поры не было герба. Можно, кстати, предположить, что именно тема празднования 2500-летия Сухума, которое в конце минувшего века много раз назначалось «на следующий год», но так пока по сию пору и не проведено, вызвало к жизни идею создания городского герба.

Конкурс на лучший эскиз герба назначался в те годы не раз, но наконец он состоялся, и жюри присудило победу работе художника Тимура Кайтана. Хорошо помню, что не только у него, но и у почти всех других соискателей на эскизах как важная деталь фигурировали легендарные братья-близнецы (диоскуры) Кастор и Полидевк, участники легендарного плавания древнегреческого героя Язона на паруснике «Арго» в Колхиду за золотым руном, которым приписывается основание на берегу нынешней Сухумской бухты города Диоскурии. Или хотя бы изображение их шапок конусообразной формы, отчеканенное на монетах, найденных здесь археологами. Мне нравился и эскиз, который сделал другой художник, ныне покойный Вячеслав Хурхумал. Он жил по соседству со мной, и по его просьбе я сидел как-то у него дома и помогал писать сопроводительный текст к его варианту герба. Но победил, повторюсь, вариант Кайтана, который после этого 15 лет проработал главным художником администрации Сухума.

Страсти вокруг сухумского герба
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:48 0:00
Скачать

И вот теперь на заседании Собрания города было рассмотрено письмо главы Пицундской и Сухумской епархии отца Виссариона (Аплиаа), в котором он предлагал заменить ныне существующий герб Сухума на предлагаемый им вариант. На этом варианте в центре герба располагается всадник с большим крестом… И, как уже было сказано, на заседании разгорелись нешуточные страсти. Во-первых, многим депутатом было непонятно, чего ради надо менять герб, во-вторых, они напомнили о многоконфессиональности населения Абхазии и ее столицы.

После заседания председатель городского Собрания Константин Пилия разместил в соцсети оба варианта герба, и нынешний, и предлагаемый, и попросил горожан высказать свое мнение. Обсуждение покатилось как снежный ком и насчитывает сейчас уже почти триста комментариев. Подавляющее большинство резко негативно восприняло новый вариант и саму идею смены герба на 18-м году его существования. Многих возмутило намерение «протащить» эту замену на заседании Собрания, без всякого учета мнения авторитетного жюри с участием специалистов, а также без общественного обсуждения. Многие высказывались весьма едко.

Я сегодня встретился с Тимуром Кайтаном. Он начал с воспоминаний о том, в какой атмосфере проходил конкурс 1998 года. Как его участники, а это в основном были друзья, соревнуясь между собой, в то же время и помогали друг другу, делились информацией о геральдике, с которой большинство столкнулось впервые. В свой эскиз, рассказывает Тимур, он заложил, в частности, два образа – основателей древней Диоскурии Кастора и Полидевка и святого Евстафия, жившего в Апсилии в раннее средневековье и плененного во время нашествия персов, увезенного и ослепленного ими. Так вот, когда в кабинете первого президента Абхазии Владислава Ардзинба с участием его советника Астамура Тания, историков Станислава Лакоба и Олега Бгажба, первого зама главы администрации города Анзора Кортуа решили обменяться мнениями о его первоначальном эскизе герба, Владислав Григорьевич обратил внимание на нимб вокруг головы святого. Тимур вспоминает:

«Владислав говорит: знаете что, ребята, а давайте мы этот нимб уберем. Я молчу, ничего не говорю. Знаете, говорит, почему? У нас, говорит, многоконфессиональное государство, правильно? Не будем, говорит, акцент на этот нимб делать. И мы это убрали и оставили вот так».

После встречи с Тимуром я пролистал для сравнения хранящуюся у меня в домашней библиотеке книгу «Города России». Да, на многих гербах старинных русских городов присутствуют элементы христианской символики, но на большинстве – нет. Так почему они должны быть на гербе города не только с многоконфессиональным населением, но и города, который существовал полтысячи лет до Рождества Христова?

Многих в абхазском обществе стало в последнее время напрягать агрессивное стремление отдельных групп людей навязать всем остальным, совершенно не интересуясь их мнением, свое «настоятельное» желание. Как высказалась одна интернет-пользовательница: «Обрадовались, что «прокатило» с запретом абортов, и решили, что теперь везде должно «прокатить».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG