Accessibility links

«Музей механизмов» и его репрессированные создатели


Архив, хранящийся в семье Микеладзе, уникален во многих аспектах, а его объема хватит еще на несколько тематических выставок
Архив, хранящийся в семье Микеладзе, уникален во многих аспектах, а его объема хватит еще на несколько тематических выставок

В 2017 году исполнится 90 лет со дня входа в эксплуатацию первой в Грузии Земо-Авчальской гидроэлектростанции – ЗАГЭС. В галерее «Контейнер» на прошлой неделе открылась выставка фотографий из архива одного из первых грузинских гидростроителей – Баграта Микеладзе. Фотографии иллюстрируют пятилетний процесс возведения гидроэлектростанции, который стал настоящим событием для страны в те годы.

Все детство правнучка Баграта Микеладзе – Натия Микеладзе была уверена, что пять больших альбомов с черно-белыми фотографиями – книги для гигантов. Маленькой девочкой, заглядывая в витрину серванта, где десятилетиями хранятся эти альбомы, она размышляла о том, для кого могли быть предназначены такие огромные книги. Точно не для людей, нет, только для сказочных гигантов, которые, возможно, в ее грезах читали их своим гигантенкам на ночь.

«Музей механизмов» и его репрессированные создатели
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:40 0:00
Скачать

На самом деле в этих альбомах – вся история возведения ЗАГЭС. История, прилежно собранная и сохраненная для потомков Багратом Микеладзе. Баграт руководил проведением основных работ в ходе строительства гидроэлектростанции.

Среди множества фотографий – одна особенная, черно-белый снимок, от которого мурашки по коже. На ней Микеладзе вместе с другими инженерами, участвовавшими в строительстве ЗАГЭС, а по центру между ними – Сталин. Год 1926-й, значит, строительство еще не закончено. У пяти человек на фото лица закрашены синими чернилами. Натия Микеладзе говорит, что точно не знает, кто именно и когда затер лица на фото. Знает лишь, что все «исчезнувшие» со снимка люди были репрессированы, переселены или расстреляны. Вероятнее всего, лица были закрашены для того, чтобы скрыть факт знакомства Баграта с «врагами народа» – может быть, им самим или супругой.

Однако его это не уберегло. В 1937 году и он был расстрелян. А незадолго до своей смерти он написал письмо сыну, которое, говорит Натия Микеладзе, в их семье хранится, как своего рода завещание потомкам.

«Когда я нашла это письмо, для меня это было шоком. Он писал моему дедушке, который тогда учился в Ленинграде, что он должен быть честным человеком, жить правильной жизнью. Этот человек рассуждал на такие темы... Видимо, что-то предчувствовал. Это как завещание. Я сделала копии этого письма и раздала нашим детям».

ЗАГЭС был настоящей достопримечательностью. Его строительство называли тогда эпохальным событием, говорит специалист истории XX века Александр Даушвили – автор книги о гидроэлектростанции, которая вышла к пятидесятилетию со дня входа ЗАГЭС в эксплуатацию. Каждого, кто приезжал из-за границы, возили на «смотрины» нового чуда.

ЗАГЭС посвящена целая глава в книге Андрея Белого «Грузинские впечатления». В семье Микеладзе сохранились желто-горчичные листы, тонкие, почти прозрачные настолько, что текст, отпечатанный на машинке, свободно читается даже с обратной стороны листа. Белый пишет о том, как Баграт Микеладзе лично заехал за ним и повез на экскурсию в ЗАГЭС:

«Вошел Микеладзе, весьма загорелый, слегка коренастый мужчина, с лицом, пережженным от солнца, – приветливый, очень культурный, любезный: совсем не «чужой», – как бы свой».

Белый называет ЗАГЭС музеем механизмов, подробно описывает как технические аспекты, так и визуальные: над ЗАГЭС возвышается монастырь Джвари, а рядом с ним тогда соседствовал памятник Ленину.

«Стоят три культуры, – сказал Микеладзе под Лениным и подмахнул вверх фуражкою, – Мцыри окончил язычество в Грузии, новую эру когда-то открыв; Ленин с Мцыри покончил; и вот, – подмахнул снова влево, – электрификация!»

Кем именно сделаны фотографии, хранящиеся в архиве семьи Микеладзе, доподлинно неизвестно. Это мог быть один человек, а может, и несколько, говорит фотограф, один из основателей галереи «Контейнер» Гурам Цибахашвили:

«Факт, что тот или те, кем были сделаны эти фотографии, был профессионалом высочайшего уровня. Это и логично, потому что само строительство было такой важности, что там просто не мог работать какой-то случайный фотограф. Этот человек знал, как снимать зимой, как снимать утром и ночью, как составлять композицию. Эта съемка велась пять лет – вы представляете, какой это объем работы? Если сегодня я могу взять свою маленькую камеру, перекинуть через плечо и зваться фотографом, тогда все эти снимки делались на негатив точно того же размера, как уже напечатанная фотография. Это огромный труд. Все эти фото сняты на стеклянные пластинки. Вот если взять столько же пластин, сколько было сделано фотографий, разложить их по ящикам, то такой груз не потянут даже две лошади».

По словам Цибахашвили, архив, хранящийся в семье Микеладзе, уникален во многих аспектах, а его объема хватит еще на несколько тематических выставок. Помимо того, что снимки повествуют о техническом процессе строительства гидроэлектростанции, они могут рассказать о том, какими были люди 90 лет назад, как одевались, и даже о том, как отмечали праздники в ту эпоху.

XS
SM
MD
LG