Вчера в Турецкой Республике Северного Кипра, как сейчас официально называется это существующее более сорока лет частично признанное государство, закончился проходивший 4-11 июня второй чемпионат Европы по футболу по версии ConIFА (для сборных, не принятых в ФИФА).
Напомню, что 2 июня, принимая сборную Абхазии, которая отправлялась на ЧЕ в ранге чемпиона мира, президент республики Рауль Хаджимба пообещал игрокам, что, в случае выхода их в финал турнира, он приедет на чемпионат поддержать их на стадионе и что призовой фонд победителей будет составлять три миллиона рублей. Президент Федерации футбола Абхазии Джума Кварацхелия сказал, что первоочередная задача, поставленная тренерами сборной Абхазии по футболу, – это выход из группы. И добавил, что некоторые игроки сборной 2016 года не смогли принять участие в нынешнем чемпионате ConIFA. Это – Анри Хагуш, Сандрик Цвейба, вратарь Алексей Бондаренко.
Сегодня, спустя десять дней, можно сказать так: задача-минимум абхазской сборной была выполнена, а вот президенту страны лететь на остров Кипр, увы, не пришлось.
Вместо этого Рауль Хаджимба совершил поездку в Москву, где вчера посетил скачки на приз президента России на Центральном московском ипподроме. Главный забег скачек выиграл жеребец по кличке Конард Лорд, представлявший Республику Абхазия, и организаторы соревнований вручили главный приз лично абхазскому президенту. Абхазские спортсмены приняли участие в соревнованиях при содействии Федерации конного спорта республики.
Кстати, хотя напрямик расстояние от Абхазии до Кипра всего около тысячи километров, что вдвое меньше, чем до Москвы, дорога туда непростая: сборная Абхазии по футболу добиралась на чемпионат с пересадкой в аэропорту Стамбула около суток и прибыла на место поздно вечером накануне первой игры чемпионата. Их друзья-соперники из Южной Осетии добрались на место раньше, и у них было больше времени для отдыха. Но это им не помогло, и Абхазия выиграла со счетом 2:1.
Впрочем, как оказалось впоследствии, это была ее последняя победа на турнире. Далее она сыграла вничью с Карпаталией (венгры украинского Закарпатья) со счетом 2:2 и выстояла с нулевой ничьей с хозяевами чемпионата турками-киприотами. Набрав пять очков и заняв второе место в группе, абхазская сборная вышла в полуфинал. Там турнирная судьба свела их с действующим на тот момент и будущим чемпионом Европы Паданией (историческая область в Северной Италии). Упорная игра завершилась нулевой ничьей, после чего началась серия послематчевых пенальти. И вот если год назад Абхазия выиграла в финале в домашнем ЧМ в этой «футбольной лотерее» и стала чемпионом, то нынче в полуфинале проиграла 5:6. Причиной нашего непопадания в финал стала Падания, скаламбурило в заголовке одно из местных СМИ.
В дальнейшем в игре за третье место абхазы первыми забили гол сборной Секейского края (венгры Румынии), но затем пропустили три и оказались в итоге на чемпионате четвертыми. А в финальном матче Падания в игровое время с Северным Кипром обменялась голами, а затем в такой же «лотерее» вырвала победу (5:3) и стала дважды чемпионом Европы. К слову, «лотерея» – это, конечно, преувеличение, все равно в какой-то момент побеждают чьи-то мастерство и нервы. Не бросание же жребия все-таки.
К сожалению, после первого матча с участием сборной Абхазии, о котором я рассказывал на прошлой неделе, абхазским болельщикам так и не удалось увидеть больше ни одной телетрансляции с Северного Кипра. Не знаю уж, почему произошла такая неувязка.
Напомню, что созданная в 2013 года ConIFA объединяет сборные по футболу непризнанных и частично признанных государств, автономий, исторических областей и нацменьшинств и насчитывает более 25 команд. Абхазия, можно уверенно сказать, утвердилась в элите, среди ведущих команд ConIFA. В связи с этим я сегодня полушутливо спросил у собеседника: «Ну, вот ты все мечтаешь о том, чтобы сборную Абхазии приняли в ФИФА. И что, если примут? Там же мы окажемся вечными аутсайдерами. Ну, может, когда в чемпионатах у Фарерских островов выиграем или у Сан-Марино». В каждой шутке, говорят, есть доля правды. Разумеется, если бы Абхазию вслед за Косово приняли в ФИФА, это привело бы болельщиков республики в восторг. Но «Абхазия – чемпион мира!» им тогда скандировать уже бы не пришлось. Как это было в прошлом году и как, надеются наши болельщики, может быть и в будущем.
Кстати, если проанализировать состав команд, вошедших в ConIFА, то невольно задумываешься о том, что мотивы их создания лежали не только в спортивной сфере. Действительно, автономий, исторических областей и нацменьшинств много, но не посчитали же нужным создавать свои сборные каталонцы или баварцы. А вот венгры, живущие на Украине и в Румынии, саами Скандинавии, корейцы в Японии, курды в Ираке и так далее посчитали – чтобы напомнить миру о своем существовании.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия