Accessibility links

Стукачи по обе стороны границы без хлеба не останутся


Грузинская сторона разрешила провоз товаров, но только для потребления Ленингорскому району
Грузинская сторона разрешила провоз товаров, но только для потребления Ленингорскому району

Жители Ленингорского района наблюдают некоторые послабления запрета грузинских властей на перевоз овощей через пункт пропуска «Раздахан».

В минувшую пятницу грузинская сторона частично сняла запрет на вывоз товаров через пункт пропуска «Раздахан». Напомним, запрет был наложен 24 февраля в ответ на гибель гражданина Грузии Арчила Татунашвили, который занимался перевозками овощей и фруктов в Южную Осетию. Житель Ленингорского района Татунашвили скончался 22 февраля после допроса в республиканском КГБ.

Запрет действует до сих пор. Местные овощники, в основном этот бизнес в Южной Осетии контролирует азербайджанская диаспора, везут марнеульскую сельхозпродукцию в обход «Раздахана» – через «Верхний Ларс» и «Нижний Зарамаг». Понятно, что это привело к росту цен на овощи и фрукты на цхинвальских рынках – в среднем на 20 рублей за килограмм. Соответственно, в Ленингоре они стоят еще дороже – уже на 30 рублей.

Стукачи по обе стороны границы без хлеба на останутся
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:43 0:00
Скачать

Такие цены оказались не по карману ленингорцам. Жители района стали сами ездить за покупками в Тбилиси. И если так называемые русские магазины (ориентированные на поставки из России в основном молочной и мясной продукции) не пострадали, то «грузинские» стали нести большие убытки. Но в пятницу, 30 марта, появились первые послабления эмбарго, говорит гражданская активистка Тамара Меаракишвили:

«Грузинская сторона разрешила провоз товаров, но только для потребления Ленингорскому району. Провоз товаров, предназначенных для Цхинвала, по-прежнему запрещен.

– А как они различают тех, кто везет товар в Цхинвал, а кто – в Ленингор?

– Они в лицо знают водителей больших маршруток и овощников, которые формируют оптовые партии товаров в Цхинвал, знают машины, на которых они возят товары. И в лицо знают ленингорских владельцев магазинов, они возят товары сами, на личных автомобилях, небольшими партиями через день, чтобы меньше платить на таможенном посту».

Оживилась и таможня, говорит Тамара, конечно, это не прежние времена для таможенников, но хоть какой-то хлеб. За более чем месячное сидение на одной зарплате служивые поиздержались, у них накопились долги в местных продуктовых магазинах. Примечательно, что на югоосетинском посту действуют те же неформальные правила, что и на грузинском. И там и здесь принимают решения, основываясь на информации своих осведомителей, говорит Тамара Меаракишвили:

«На нашем посту все таможенники из Цхинвала, они местных плохо знают. Но у них постоянно сидит один местный. Он не работает на таможне, и на вопросы, что он делает на посту, таможенники отшучиваются, дескать, заняться ему нечем, вот у нас и болтается. Но торговцы говорят, что он стукач. Когда только организовали таможенный пост, местные торговцы скрывали, что у них есть магазины, говорили, будто везут товары для семьи. Были и такие, у которых нет своего магазина, но они приносили вещи на продажу в местные организации. Так вот этот стукач доносил таможенникам, кто есть кто. Похожая схема действует и на грузинском посту – там свои стукачи, и тоже из ленингорских».

Судя по всему, говорит Тамара, на этих послаблениях дело не остановится.

Сегодня премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили представил новую мирную инициативу правительства под названием «Шаг к успешному будущему», которая, среди прочего, предполагает свободную торговлю в приграничных районах.

Стукачи, конечно, без хлеба не останутся, убеждена Тамара Меаракишвили, но ограничения, по всей видимости, снимут.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG