Accessibility links

МИД России предупреждает: на дне Каспия есть подводные камни


В конвенции содержится пункт о том, что экологически опасные проекты должны быть согласованы всеми странами Каспия
В конвенции содержится пункт о том, что экологически опасные проекты должны быть согласованы всеми странами Каспия

МИД России выступил с предостережением, что прокладка транскаспийских трубопроводов должна согласовываться всеми прикаспийскими странами. Это ставит новые вопросы о том, как участники каспийской полемики трактуют подписанную ими 12 августа Конвенцию о правовом статусе Каспия.

Неделю назад на саммите в казахском городе Актау президенты России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркменистана подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Работа, связанная с подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, велась свыше 20 лет.

Основным спорным вопросом оставалось требование Туркменистана о том, что вопросы о прокладке по дну Каспия трубопроводов должны решаться только странами-участниками таких проектов, и в результате они были приняты за основу в статье 14 конвенции.

При этом в конвенции содержится пункт о том, что экологически опасные проекты должны быть согласованы всеми странами Каспия. Буквально через неделю Кремль напомнил об этой статье договора всем участникам соглашения.

МИД России предупреждает: на дне Каспия есть подводные камни
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:29 0:00
Скачать

По мнению представителя «Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов» Андриа Гвидиани, перспектива достижения соглашения между Туркменистаном и Азербайджаном по строительству трубопровода, по которому газ будет доставляться в Европу через систему трубопроводов TANAP, не слишком тревожит Россию:

«Нелишне напомнить, что в свое время Азербайджан был активным противником транскаспийского проекта, так что препятствия чинила не только Россия. Лишь после удовлетворения своих интересов и получения гарантий со стороны ЕС по задействованию второй фазы проекта «Шах-Дениз» Азербайджан дал свое согласие на реализацию этого проекта. Я не думаю, что для России принципиально важно, чтобы дополнительные 20-30 миллиардов туркменского газа попали на рынки Европы, так как через ее территорию проходят более существенные объемы туркменского газа. В то же время думаю, что на этом этапе Россия будет попросту с помощью разных проволочек притормаживать проект, но не препятствовать».

Профессор политического департамента ТГУ Корнелий Какачия напомнил, что кроме проблем экономического характера существуют и политические.

«Многое будет зависеть от политической и экономической конъюнктуры. Напомню, все транзитные трубопроводы, проложенные через Грузию, в свое время были реализованы благодаря политической воле государств Запада. На этом этапе пока неясно, насколько государства Центральной Азии будут заинтересованы в транзите углеводородов через Кавказ и Турцию на рынки ЕС, если на кону будет стоять вопрос ухудшения отношений с Россией. Поэтому политический фактор пока довлеет над экономическим. Если экспортеры газа будут уверены, что по транзиту не будет принципиальных расхождений между ЕС и РФ, проект заработает. Что касается факторов экономического характера, то Россия может предоставить более серьезные скидки за транзит через свою территорию или закупать их по более высокой цене. Ну и, наконец, пустить под откос проект может резкое ухудшение отношений между США и Ираном. Поэтому пока разговор по перспективам проекта считаю неблагодарным занятием», – резюмировал Корнелий Какачия.

XS
SM
MD
LG