Accessibility links

«То, что должно было стать успехом, превратили в скандал»


Москва создает некий формат, направленный на российско-грузинскую разрядку, и в этот формат пытаются включить Абхазию и Южную Осетию
Москва создает некий формат, направленный на российско-грузинскую разрядку, и в этот формат пытаются включить Абхазию и Южную Осетию

Статья под названием «Тайная миссия Гассиева, или Как вступить в альянс с патриотами», вышедшая на «Эхе Кавказа» 27 ноября, вызвала гневную реакцию югоосетинских властей. Отрицание самого факта встречи югоосетинских и грузинских депутатов в рамках международной конференции в Москве вменилось нападками на журналиста и обвинений «Эха Кавказа» в распространении дезинформации.

Я прочитал некоторые гневные отзывы на мой материал «Тайная миссия Гассиева, или Как вступить в альянс с патриотами» на югоосетинских лентах и в социальных сетях. Кто-то истерил, пускался в оскорбления, но были и разумные обсуждения в сети. Некоторые обратились ко мне за разъяснениями: была ли встреча, и если да, то с какой целью?

Отвечаю.

Эта встреча готовилась почти полтора года. На сайте «Sputnik Грузия» 11 июля 2017 года была опубликована статья под названием «Депутаты Грузии и РФ впервые после войны провели встречу в Москве». Она висит там и сейчас – все желающие могут почитать. Статья про то, как грузинские депутаты от партии «Альянс патриотов» Георгий Ломия, Ада Маршания и Нато Чхеидзе провели встречу с российскими коллегами из Государственной думы, членами комитета по делам СНГ. Среди прочих предложений «парламентарии также выступили за прямой диалог с Сухуми и Цхинвали. По словам Нато Чхеидзе, это наболевшая проблема, к решению которой парламентарии намерены двигаться».

«То, что должно было стать успехом, превратили в скандал»
please wait

No media source currently available

0:00 0:07:16 0:00
Скачать

О чем это? О том, что предложение по прямому диалогу было озвучено еще в июле прошлого года и обсуждалось, в том числе, с председателем комитета Государственной думы по делам Содружества независимых государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками и, судя по всему, нашло его поддержку.

Еще один открытый источник – ИА «Абхазия-Информ». Материал с говорящим названием «Российский посол встретился с советом общественной палаты Абхазии» от 11 июля 2018 года. Приведу цитату:

«...Вместе с тем он (посол Алексей Двинянин) обратил внимание на некоторые моменты, которые его «несколько удивили» за два месяца пребывания в Абхазии.

«Я понимаю, что на государственном уровне у вас нет отношений с Грузией. Это понятно. Даже в ходе нашей сегодняшней беседы вы затрагиваете в основном вопросы российско-абхазских отношений, как бы откладывая в сторону проблемы взаимоотношений с Грузией. Но, в любом случае, это ваш сосед, с которым, наверное, нужно стремиться установить добрососедские отношения. («Недружественный сосед», – прозвучала реплика из зала). Согласен, что недружественный сосед, который не признает вашу республику. Но в прежней своей ипостаси я занимался преимущественно вопросами безопасности на Южном Кавказе, поэтому не могу не упомянуть об этом», – сказал посол».

Тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: Москва создает некий формат, направленный на российско-грузинскую разрядку, и в этот формат пытаются включить Абхазию и Южную Осетию. Приглашение грузинской, югоосетинской и абхазской делегаций в Государственную думу на международную конференцию под названием «Роль взаимодействия фракций политических партий и блоков в межпарламентском сотрудничестве стран СНГ» укладывается в эту логику. И думаю, неслучайно посадили их рядом, напротив модератора встречи Леонида Калашникова. Приведу фрагмент выступления депутата грузинского парламента Георгия Ломия:

«Я благодарен российской стороне за то, что она предоставляет возможность, например, мне участвовать в этой конференции и тесно общаться с нашими осетинскими и абхазскими братьями. И я надеюсь, что этот формат позволит нам пообщаться, выяснить, в чем, скажем так, мы не сходимся во мнениях. Конечно, есть вопросы, по которым мы не придем к взаимопониманию, но ведь есть вопросы, которые мы можем решать сегодня с нашими братьями из Абхазии и Осетии. Так давайте не будем основываться на тех вопросах, которые являются камнем преткновения и которые постоянно мешают нам продолжать наш диалог. Мы всегда были и остаемся братскими народами. Спасибо».

Послушайте внимательно реплику Леонида Калашникова на выступление Георгия Ломия:

«Спасибо, Георгий (аплодисменты). Мне нравится то, что сказал Георгий – можно начать с того, что нас объединяет. Эти парламентские, политические подходы надо пытаться шлифовать, надо пытаться их как-то продвигать. А то, что разъединяет, – об этом можно поговорить и отложить на потом. Может быть, придет другая пора, придут другие люди, другие партии, и они решат эти проблемы. И уже в одном этом очень хороший смысл наших мотиваций. Не говоря уже о том, что вот вы предложили очень правильную идею, и Белоруссия предложила, может быть, создать такую площадку. Не знаю, будет это совет или что-то еще, но определенно будет правильно продолжить эту конференцию в следующем году».

Если вы заметили, Георгий Ломия говорит о каком-то отдельном общении, обсуждении каких-то вопросов. Спустя сутки после этого лидер «Альянса патриотов Грузии» Давид Тархан-Моурави во время выступления на акции в Батуми рассказал о визите представителей фракции в Россию и первых итогах. По его словам, прошла встреча грузин, абхазов и осетин, которая была довольно тяжелой, но абхазы пригласили грузин в Сухуми:

«Начинается большое дело, грузины, абхазы и осетины встретились, абхазы пригласили грузин в Сухуми, столько лет этого не происходило. Вместо того чтобы мы чему-то порадовались, начинаются разговоры, что якобы партия с тайным визитом отправилась в Москву, бесконечно продолжается черный пиар против нас».

Югоосетинская делегация об этом промолчала. Она подробно рассказала о других моментах поездки, но об этом хранила молчание целую неделю. Потом, уже после публикации «Эха Кавказа», заявила, что никакой встречи не было и что все это провокация агента Госдепа Мурата Гукемухова.

Можно предположить, что их смутило слово «переговоры», которое употребил Давид Тархан-Моурави в одном из своих интервью по этому поводу. Впрочем, оно смутило и многих жителей республики, которые задаются вопросом: было ли что-то еще в кулуарах конференции или дело ограничилось посиделками в широком кругу?

Давид Тархан-Моурави говорил о «трудной встрече», а спикер югоосетинского парламента Петр Гассиев неделю молчал, а потом закатил истерику.

Я понимаю, откуда такая нервная реакция.

Сначала решили промолчать, чтобы, не дай бог, не давать пищу для ненужных разговоров: мол, их не поймут. Не потому, что там было что-то плохое для республики, понятно, что никто какими-то принципиальными моментами торговать бы не стал. Просто решили промолчать из-за всех этих модных в республике упреков в предательстве по любому поводу, в которых они сами и преуспели.

Решили промолчать на фоне заявлений Эдуарда Кокойты о прогрузинских силах в руководстве. А когда всплыло, просто не могло не всплыть, начали отпираться, оскорблять. Это ошибка, потому что о такого рода контактах надо говорить во всеуслышание. Любые секреты в этой области крайне негативно воспринимаются местным все еще военным обществом. Именно отсюда такая нервная реакция и в обществе, и во власти.

Хотя на самом деле ничего плохого в этой встрече не было, и совершенно неважно, сколько раз они говорили. Если вы внимательно читали статью, единственное, в чем я упрекнул делегатов, – именно в этой секретности и несправедливом отношении к общественникам, которых за подобные встречи клеймят как предателей.

Югоосетинская сторона должна была заявить об этом, как об успехе: дескать, спустя столько лет депутаты парламента Грузии садятся с нами на равных за стол переговоров... То, что должно было стать успехом, превратилось в скандал.

И это не вопрос моих провокаций, господа, это вопрос вашей политической зрелости.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG