Accessibility links

Югоосетинская неделя: выставку открывают, границу закрывают, транзит обещают


Во вторник, 29 января, Торгово-промышленная палата РЮО объявила, что Южная Осетия будет представлена самостоятельной экспозицией на 26-й международной выставка «Продэкспо-2019», которая пройдет с 11 по 15 февраля 2019 года в Москве. «Продэкспо» входит в десятку крупнейших продовольственных выставок мира. В этом году на ней будет представлено 2300 участников из 65 стран, в том числе и производители из Южной Осетии, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты РЮО Вахтанг Джигкаев:

«Мы сотрудничаем с российской торгово-промышленной палатой, которая является владельцем выставки "Продэкспо". Она предоставила нам территорию под национальную экспозицию. Подчеркиваю: мы будем участвовать не просто как коммерческая компания из Южной Осетии, но как национальная экспозиция "Республика Южная Осетия", где будут представлены два предприятия – винодельческое "Винодельня Иронсан" и по розливу минеральной воды "Багиата"».

Приблизительно полтора года назад московская компания РУССАН – дистрибьютор и производитель алкогольной продукции – обратилась к властям Южной Осетии с предложением организовать в республике производство вин. Почему именно в Южной Осетии, Вахтанг Джигкаев объясняет так:

«Основная причина, почему они зашли в Южную Осетию, – более либеральное законодательство. У нас нет каких-то регуляторов, как "Росалкогольрегулирование" в России, и, соответственно, облегченная возможность производства».

Скачать

Инвесторам выделили территорию бывшего консервного завода в Цхинвале и 25 гектаров земли под виноградники, из которых в прошлом году было посажено 15 гектаров. На предоставленной территории в декабре прошлого года состоялось открытие современной линии по производству и розливу вин. Это второе предприятие после швейной фабрики БТК-4, которое стало результатом прямых инвестиций, т.е. не из выделяемых Россией средств на развитие бизнеса, а собственных капиталовложений. Вполне понятно, что собственные виноградники начнут плодоносить года через три, а до тех пор, как я слышал, фирма закупала сырье в Знаурском, Ленингорском и Цхинвальском районах республики. То есть предприятие в стадии становления, но, тем не менее, уже представлено на престижной международной выставке.

«В рамках выставки за пять дней у нас запланировано около двухсот встреч с дистрибьюторами и сетями из регионов России. Кроме того, мы пригласили представителей из торговых компаний ЛНР, ДНР, Казахстана. Будем заключать контракты. Предстоит очень интенсивная работа», – сообщили «Sputnik Южная Осетия» в пресс-службе предприятия.

По мнению российского политолога Владимира Новикова, очевидно, что эта часть российской политики, направленной на инвестиционную привлекательность Южной Осетии:

«Действительно, за счет такого входа через югоосетинскую площадку данные структуры прилучают более высокий инвестиционный рейтинг и некие привилегии. Я считаю, что эти компании вполне этого заслужили. То есть это долгосрочные инвестиции, и если инвестор готов играть в долгую, то почему бы ни дать ему такую привилегию, как особый статус в рамках национальной экспозиции на международной ярмарке?»

Пункт упрощенного пропуска на югоосетино-грузинской границе «Раздахан» остается закрытым на карантин с 11 января из-за вспышки «свиного гриппа» и кори в Грузии. До 11 января из района не успели выехать многие студенты и школьники, которые приезжали домой или к родственникам на зимние каникулы, а со стороны Грузии в район не могут въехать ленингорские служащие, гостившие в Церовани, и им сейчас грозит увольнение за прогулы. Люди выражают свое недовольство властям, те отвечают, что границу может отрыть только президент, когда вернется из отпуска – в первой половине февраля. А до тех пор всем придется набраться терпения.

Кстати двое из тех, кто застрял в Грузии все же вернулись – пересекли границу в недозволенном месте, были задержаны и оштрафованы на две тысячи рублей, после чего отпущены домой. Один из них, служащий, благодаря правонарушению сохранил работу.

В среду, 30 января, в Цхинвале прошло специальное заседание Совбеза, на котором решили во избежание распространения «свиного гриппа» и кори провести еще и массовую вакцинацию в двух районах республики.

Зачем-то в эпидемиологически опасный район власти заслали журналистский десант… К журналистам и чиновникам пришли местные жители жаловаться на закрытие границы, а те им посоветовали ехать в Тбилиси в обход карантина, говорит гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили:

«Несколько человек рассказывали, не знаю, насколько это правда, что журналисты ответили им: если вы хотите поехать в Грузию, то необязательно, чтобы это было через пункт пропуска "Раздахан", вы можете поехать туда через "Верхний Ларс"».

Пока «Раздахан» закрыт, в районе заканчиваются продукты и, соответственно, растут цены. Зелень подскочила со 150 до 300 рублей, помидоры и огурцы с 70 до 200 рублей за кило и так далее. По наблюдениям Тамары, местным такое удовольствие не по карману – покупают в основном российские военнослужащие.

В среду статс-секретарь, замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин заявил, что рассчитывает открыть для Армении еще один транзитный коридор через Южную Осетию, и, судя по тональности, это не отделенная перспектива. Речь идет о работе над реализацией соглашения «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли между правительством Грузии и правительством Российской Федерации», которое было подписано 9 ноября 2011 года.

За прошедшие семь лет обсуждения транзита в женевском переговорном формате Карасин-Абашидзе порядком поднадоели и воспринимались как занятие бесперспективное. Все это время после очередного формального заявления переговорщиков в Женеве пресса обращалась к наблюдающим экспертам, те указывали на непреодолимые противоречия, из-за которых реализация соглашения невозможна. В подтверждение этому абхазы и южные осетины выдвигали условия предварительного признания их государственности Грузией, подписания договора о неприменении силы и т.п. В общем, это была такая повторяющаяся история с той лишь разницей, что от встречи к встрече добавлялся какой-нибудь новый пунктик – чего-то там подписали, чего-то обсудили и так далее. И даже когда весной прошлого года правительства России и Грузии подписали документ с Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации о реализации этого соглашения, отношение к проекту как к несбыточному не изменилось.

Но в начале года как-то все пришло в движение, стороны отчитались о создании межведомственных комиссий, которые займутся реализацией соглашения. Было объявлено о перовой трехсторонней встрече в Женеве с участием компании SGS, то есть работа над коридорами становится конкретной. В Грузии оживилась оппозиция – «националы» обвиняют правительство «мечтателей» в предательстве.

Наконец, последнее событие по этой теме – в среду Григорий Карасин дал брифинг в Ереване, на котором заявил, что Россия, несмотря на все существующие сложности, намерена реализовывать взятые на себя обязательства:

«Я рассчитываю, что этот проект позволит открыть еще один транзитный коридор для товаров из Армении. Но упрощать здесь не стоит, потому что в регионе есть свои проблемы, существуют разногласия по поводу политического статуса целого ряда государств. Существует Республика Южная Осетия, через которую должен пройти коридор».

Руководитель российского «Центра политической информации» Алексей Мухин убежден, что слова Карасина о намерениях выполнить условия соглашения – это не фигура речи, но демонстрация намерений:

«Это общий тренд в российских министерствах и ведомствах – работа на результат. Поэтому многие проекты, которые раньше «морозились», клались под сукно, сейчас востребованы, их форсированно пытаются реализовать. Для этого привлекают громадное количество посредников, специалистов по выстраиванию коммуникаций, и, я думаю, под заявлением Карасина лежит именно эта основа.

– А в чем мотивация такой активизации?

– Мотивация состоит в том, что Россия перестает играть пассивную роль на постсоветском пространстве и входит в режим форсированного решения некоторых проблем. Это касается не только Абхазии, Южной Осетии, это касается ЛНР и ДНР, это касается Приднестровья. Вы, наверное, заметили – оживление по всем направлениям произошло очень сильное».

По словам экспертов, до этого от Григория Карасина не звучало конкретного определения транзита как коридора «для товаров из Армении». Наблюдатели отмечают, что выбор слов здесь неслучаен: когда в Армении происходят политические процессы, вызывающие беспокойство Москвы, она ищет дополнительные схемы вовлечения страны в свою орбиту, новые способы интеграции. Возможно, этим и объясняется, почему неторопливое течение переговорного процесса Карасин-Абашидзе сменилось нацеленностью на результат. Если, конечно, сменилось.

Очевидно и то, что Григорий Карасин упомянул Южную Осетию неслучайно. Вот, например, не сказал же он «через Южную Осетию и Абхазию». Была же причина такой конкретизации? Эксперты в качестве альтернативы «Верхнему Ларсу» рассматривают именно Транскам как экономически приемлемый и наиболее реалистичный с точки зрения открытия вариант. Власти Южной Осетии в последнее время демонстрируют заинтересованность, чтобы из тупика стать транзитной республикой. Если два-три года назад президент Леонид Тибилов в качестве непременного условия открытия транзита называл признание республики со стороны Тбилиси, то теперь Анатолий Бибилов готов удовлетвориться равноправным участие в транзите. Говорит югоосетинский политолог Вячеслав Гобозов:

«Анатолий Бибилов не с воздуха взял эту планку равноправного партнерства. На самом деле – это компромисс, там ведь нет требований признания и т.п. Там только вопрос равноправности, и, боюсь, от этой планки ему отойти будет невозможно. Как бы кто ни пытался, есть такие красные линии, от которых невозможно отойти, не потеряв лица. Он и так сделал очень серьезный шаг. Я сейчас просто не могу сходу сказать, как это могло бы выглядеть, какие схемы могли бы совместить амбиции и интересы всех сторон, тут надо сидеть и думать, но, если будет реальное желание открыть транзит у всех участников, я думаю, варианты найти можно».

Если учесть, что югоосетинская таможня стремится к объединению с российской и будет единый пост на «Нижнем Зарамаге», а границу контролируют российские пограничники, то, в принципе, можно устроить участие республики в транзите таким образом, чтобы и Тбилиси, и Цхинвал не потеряли лицо.

Ну и, наконец, как-то вовремя зазвучали заявления о необходимости строительства четырех километров противолавинных галерей на Транскаме. Дорогу реконструируют по высшему разряду, как будто под обещания Карасина.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG