Accessibility links

Электромобилям не хватает высокого напряжения


Согласно концепции до конца 2018 года город должен был быть оснащен сетью бесплатных зарядных станций для электротранспорта
Согласно концепции до конца 2018 года город должен был быть оснащен сетью бесплатных зарядных станций для электротранспорта

Что мешает развитию в Грузии рынка электромобилей? На сегодня в масштабах страны действуют 56 частных точек зарядки и несколько муниципальных. При этом стоимость быстрой зарядки остается дороже, чем у автомашин с бензиновым двигателем.

Государственная программа против загрязнения воздуха в Тбилиси была разработана и принята правительством в конце 2017 года. Согласно концепции до конца 2018 года город должен был быть оснащен сетью бесплатных зарядных станций для электротранспорта. Между тем монополистом в этой области оказалась частная структура E-Space, оборудовавшая в масштабах всей страны 56 зарядочных станций.

Согласно последним расценкам компании, первые 20 минут быстрой зарядки обойдутся владельцу в 10 лари (50 тетри в минуту), следующие 20 минут обойдутся в 35 тетри за минуту, каждая последующая минута по истечении 40 минут зарядки будет стоить 25 тетри.

Специалисты говорят, что даже зарядка новых батарей, на которых автомобиль пройдет 100 км, обойдется владельцу примерно в 12 лари, а для автомобиля со старыми аккумуляторами (которых подавляющее большинство) это время растянется до сорока минут, что при цене в 19 лари будет сопоставимо с расходом внедорожника, работающего на бензине. К примеру, для большинства гибридных автомобилей, а также машин, работающих на газе, 100 километров обходятся не более чем в 9 лари.

По мнению председателя НПО «Партнерство за дорожную безопасность» Гелы Квашилава, вместо поощрения импорта экологического автотранспорта существующая в стране тарифная политика препятствует росту продаж электрических автомобилей.

«Опыт зарубежных стран свидетельствует, что на первых порах новая инфраструктура нуждается в поддержке со стороны государства. Формы субсидирования могут быть различны: это бесплатное предоставление площади для инвесторов, можно в какой-нибудь форме освободить их от уплаты НДС или смягчить налогообложение, можно пойти по пути снижения тарифов на электроэнергию. Без поддержки извне сфера пока не в состоянии оказывать конкуренцию автотранспорту, работающему на двигателях внутреннего сгорания. У электротранспорта нет преимуществ ни по количеству станций обслуживания, ни по цене, ни по дальности пробега. Да, импорт этих машин происходит по нулевой ставке, но инфраструктурные проблемы сводят на нет всю рентабельность. Исходя из этого, в последнее время большинство отдает предпочтение гибридным автомобилям».

Со своей стороны, председатель НПО «Альянс за безопасные дороги» Эка Лалиашвили считает, что фактически государство самоустранилось от стимулирования экологического типа транспорта:

«Когда государство прописывает планы по развитию зеленой инфраструктуры, и мы видим активность только одной частной компании, то возникает вопрос: а в чем, собственно, состоит роль государства? Зачастую на встречах с экспертами чиновники говорят о развитии отрасли, приводя в пример именно эту компанию. Но, насколько мне известно, этот бизнес не является прибыльным, и эта фирма была вынуждена повысить тариф. Тот факт, что в стране не появляются другие компании по зарядке автомобилей, говорит о том, что бизнес не считает выгодным заниматься этим направлением. Никакого участия государства в развитии этого рынка мы не ощущаем».

В целом, по мнению экспертов, для повышения рентабельности рынка электротранспорта необходимо снижение стоимости пробега на 30% в сравнении с традиционными видами топлива. Недостаток зарядных станций по стране и дороговизна подзарядки привели к тому, что люди неохотно покупают электромобили, на которых рискованно отъезжать из крупных населенных пунктов на расстояние более 40 километров. Возможно, главным симптомом общего недуга является объем рынка – в Грузии не более полутора тысяч электромобилей.

XS
SM
MD
LG