Accessibility links

Жизнь бездомного: «Как в 90-х, только еще хуже»


Среди тех, кому приходится ночевать на улицах, часто оказываются представители уязвимых групп
Среди тех, кому приходится ночевать на улицах, часто оказываются представители уязвимых групп

Что делает правительство Грузии, чтобы не только помочь бездомным людям, но и вообще искоренить причины проблемы? «Бездомные – критика государственной политики» – исследование под таким названием подготовил Центр по изучению и мониторингу прав человека в Тбилиси.

Нино – похищенная невеста. Будущий муж увез ее, когда она была еще подростком. Сегодня их детям 13 и 15 лет. С мужем, который, как говорит Нино, много пил, она развелась. Уйдя от него, первое время жила на съемной квартире. Когда платить за аренду больше не смогла, Нино поселилась в заброшенном здании у 8-й городской больницы и живет там с детьми пятый год. Ее соседи – социально незащищенные граждане и беженцы, которым тоже больше негде ночевать. В здании, где они сейчас живут, нет света, газа, воды и даже канализации, говорит Нино:

«Дети занимаются при свечах, если при свете дня не успеют сделать домашнее задание. Как в 90-х, только еще хуже».

Почему люди становятся бездомными? Причин может быть очень много, говорит представительница Центра по изучению и мониторингу прав человека Лина Гвинианидзе: безработица, военные конфликты, стихийные бедствия, семейное насилие, ограниченный доступ к услугам сферы здравоохранения и дорогостоящее лечение, из-за чего людям порой приходится продавать недвижимость, и прочее. Среди тех, кому приходится ночевать на улицах, часто оказываются представители уязвимых групп – это, например, люди с психическими заболеваниями, которым некуда идти после лечения в клинике, или воспитанники детских домов, заботиться о которых государство прекращает по достижению ими 18 лет, говорит Гвинианидзе.

Жизнь бездомного: «Как в 90-х, только еще хуже»
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:16 0:00
Скачать

У государства, по словам Лины Гвинианидзе, нет долгосрочной стратегии, нет конкретных задач, которые могли бы служить поэтапному решению проблемы:

«В Грузии не существует долгосрочных служб для бездомных. Муниципалитеты пытаются управлять самыми острыми случаями фрагментарно. Это неэффективно, этого недостаточно».

В декабре 2015 года открылся приют для бездомных на окраине Тбилиси. Он должен был стать своего рода «скорой помощью» для человека, которому, возможно, прямо сегодня негде ночевать. Однако, исходя из того, что следующей ступени, услуги, которую могло бы предложить государство после этого приюта, не существует, человек может оставаться здесь месяцами, а то и годами. Существует риск того, что приют в том виде, в котором он существует сейчас, может поставить бездомных в еще более беспомощное положение, говорит Лина. Поэтому они не очень спешат там поселиться, и свидетельство тому – то, что сегодня он наполовину пустует:

«Шансы на интеграцию людей, живущих в этом приюте, очень малы. Сами бенефициары говорят о том, что расположен приют вдалеке от города, что усложняет возможность доступа к рынку труда, отдаляет их от круга общения. В конечном счете мы можем получить ситуацию, когда бенефициары, живущие в приюте, будут отделены от внешнего мира и будут полностью зависимы от сервиса».

Между тем, продолжает Гвинианидзе, согласно уставу этого приюта, люди с ограниченными возможностями, алко- и наркозависимые не могут стать его бенефициарами. В то же время именно эти группы людей зачастую нуждаются в нем больше всего, говорит Гвинианидзе.

Глава городской службы здравоохранения и социального обслуживания Гела Чивиашвили объясняет это тем, что для людей с ограниченными возможностями существуют специальные учреждения. Что же касается приюта, то двери его, продолжает он, открыты для всех, кто в состоянии ухаживать за собой и не страдает опасным инфекционным заболеванием.

Несмотря на то, что бездомные не торопятся поселиться в приюте, некоторые из них все же стремятся получить статус в надежде на то, что государство когда-нибудь обеспечит их жильем. Гела Чивиашвили поясняет, как человек может получить сегодня статус бездомного в Грузии:

«Человек, который считает себя бездомным, обращается в мэрию. В мэрии есть специальная комиссия, которая состоит из представителей разных ведомств – в том числе МВД, налоговая служба, Минюст и т.д. С согласия этого человека происходит сбор информации о нем и членах его семьи. После чего комиссия принимает решение о предоставлении или отказе гражданину в статусе бездомного».

На сегодняшний день в мэрию столицы обратились около полутора тысяч граждан, 250 получили положительный ответ и теперь официально числятся бездомными. Впрочем, повторяет Чивиашвили, этот статус пока не означает права на жилье. Судя по всему, он пока вообще ничего не значит, ведь пока мэрия проводит лишь второй этап регистрации бездомных и больше ни о чем речь не ведет.

XS
SM
MD
LG