Accessibility links

Народ и местные власти: трудности общения


Эксперты полагают, что к вопросу участия граждан в деятельности местных властей следует подходить комплексно
Эксперты полагают, что к вопросу участия граждан в деятельности местных властей следует подходить комплексно

Грузинские органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить вовлеченность граждан в процесс принятия тех или иных решений. К такому выводу пришел Институт развития свободы информации (IDFI), который провел соответствующее исследование в трех муниципалитетах Грузии.

Ситуация во всех трех муниципалитетах – Батуми, Ахалцихе и Кутаиси, где проводилось исследование, схожая. Оно показало, что, с одной стороны, нет политической воли для вовлечения людей в диалог, с другой – время есть еще один аспект: это сами граждане, которым также не хватает определенных знаний, чтобы включиться в процесс, и у которых нет как такового желания это сделать. Люди крайне редко подают петиции – этого практически не происходит, говорит представитель IDFI Саба Буадзе. Они не участвуют в обсуждении бюджета, а гражданские советы, созданные как одна из форм возможного участия людей в процессах, не справляются с этой функцией.

«У граждан недостаточно знаний для того, чтобы осознать свою роль и найти свое место в процессе формирования бюджета органами местного самоуправления, в ходе обсуждений поднимать те проблемы, которые их заботят. Аналогична ситуация и с публичными учреждениями: зачастую у их представителей нет достаточных навыков для обеспечения вовлеченности граждан. Это в первую очередь связано с нехваткой ресурсов», – говорит Саба Буадзе.

Народ и местные власти: трудности общения
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:50 0:00
Скачать

Пассивность людей в этом вопросе можно понять, говорит председатель Сети местной демократии Давид Лосаберидзе. Они не верят, что действительно смогут повлиять на какие-либо решения, что они будут услышаны, а их проблемы решены. При этом у их пессимистического настроя есть основания, и его подтверждает многолетний опыт, говорит эксперт. Еще одним препятствием, по его словам, является вопрос полномочий тех или иных учреждений:

«Кто-то может сказать: а что мешает людям прийти с той или иной просьбой? Но если, к примеру, жители какого-то села напишут и направят заявление в определенное учреждение, совершенно не ясно, чем это завершится. Неизвестно, есть ли вообще у того или иного учреждения полномочия решать конкретные проблемы. Когда у учреждений нет возможности действовать по своему усмотрению в рамках своей компетенции, не стоит ожидать особой активности от граждан».

Мы спросили у тбилисцев, каков их опыт в этом отношении, приходилось ли им участвовать в процессе принятия решений столичными властями?

Женщина: «Нет, мне не приходилось каким-то образом быть вовлеченной в деятельность мэрии. Разве что как-то выразила им свой протест во времена «Нацдвижения». Я живу в здании, которое является памятником культуры, они (власти) начали возводить пристройку к нему, на что не имели права, из-за этого наш дом подкосило. Тогда мы протестовали против этого».

Мужчина: «Я не часто участвовал в таких процессах. Мне пока 19 лет, у меня нет большого опыта, но я стараюсь в меру возможностей. По моим наблюдениям, люди не считают это необходимым. Предпочитают просто перекладывать ответственность на других, вместо того, чтобы самим постараться что-то сделать».

Женщина: «Никогда не проявляла такую активность. Думаю, что это не принесет особых результатов. Хотя изменить следовало бы многое. В целом люди только говорят о проблемах, но для того, чтобы что-то изменить, ничего не делают».

Эксперты полагают, что к вопросу участия граждан в деятельности местных властей следует подходить комплексно. Необходимы фундаментальные структурные изменения, проявление политической воли, нужна активность граждан. Словом, все должны захотеть.

XS
SM
MD
LG