Accessibility links

Простите нас за злодеяния немногих!


Спустя семь лет после страшной резни в Новых Алдах Европейский суд по правам человека вынес решение в пользу заявителей по делу «Мусаев и другие против Российской Федерации». Многие из жертв были убиты только потому, что не смогли или не успели собрать сумму, которую от них требовали в качестве выкупа
Спустя семь лет после страшной резни в Новых Алдах Европейский суд по правам человека вынес решение в пользу заявителей по делу «Мусаев и другие против Российской Федерации». Многие из жертв были убиты только потому, что не смогли или не успели собрать сумму, которую от них требовали в качестве выкупа
5 февраля 2000 года в результате спецоперации российских войск в пригороде Грозного – поселке Новые Алды – было убито несколько десятков мирных жителей, включая стариков, женщин и детей.

Спустя семь лет после той страшной резни Европейский суд по правам человека вынес решение в пользу заявителей по делу «Мусаев и другие против Российской Федерации». Многие из жертв были убиты только потому, что не смогли или не успели собрать сумму, которую от них требовали в качестве выкупа.

Во время коммуникации со Страсбургом российская сторона не отрицала участия сотрудников питерского ОМОНа в этой спецоперации. В своем решении по существу, вынесенном 26 июля 2007 года, ЕСПЧ постановил, что Россия нарушила статьи 2 (право на жизнь), 3 (бесчеловечное и унижающее обращение) и 13 (право на эффективное средство защиты) Европейской конвенции по правам человека. Однако Российская Федерация пыталась уйти от ответственности, выставляя следующий аргумент: да, сотрудники наших силовых структур проводили в селе зачистку, но кто конкретно убивал, до сих пор не установлено. Также они приводили доводы о том, что заявители не исчерпали все средства внутренней защиты. Мол, пусть еще семь лет по судам походят...

А между тем власть продолжит фарс с расследованием. Общая сумма компенсации, которую власти Российской Федерации все-таки выплатили тем жертвам, которые осмелились идти до конца, составила 170 тысяч евро. Можно ли ставить на этом точку в истории об ответственности за совершенное злодеяние? Я задала вопрос, нужно ли каждый год напоминать об Алдах, нескольким людям.

Со Стасом Дмитриевским мы коллеги по юридическому исследованию «Международный трибунал для Чечни». Отдельная глава в исследовании отведена трагедии Новых Алдов (том 2, гл. 48). Книга до сих пор доступна, так как нам удалось отстоять ее в суде. В исследовании были проанализированы результаты кропотливой работы всех, кто занимался сбором информации по Чечне с точки зрения международного права. В первую очередь это правозащитный центр «Мемориал», который уже в 2000 году опубликовал доклад «Зачистка. Преднамеренные преступления против мирного населения». В докладе были собраны тщательно зафиксированные показания выживших жертв и свидетелей расправы.

Анна Политковская была еще одним источником информации о том, что именно произошло в Новых Алдах. Она опубликовала не одну статью о той резне. Однако ни одну из них прокуратура не сочла заявлением о преступлении. В том числе и ту, которая была опубликована 5 февраля 2004 года. Она называлась «Расписка за убийство». Две цитаты из материала Анны Политковской:

«Есть лишь один документ, случайно вырвавшийся из круга правоохранительного молчания, – бумага, подписанная врио заместителя военного прокурора СКВО, полковником юстиции С. Долженко. Желая сбросить с себя всякую ответственность за расследование новоалдынской массовой казни, он сообщил в правозащитный центр «Мемориал», что палачи – не в его компетенции, поскольку «операции по т.н. зачистке н.п. Алды 5 февраля 2000 г. проводили сотрудники ОМОНа ГУВД г. Санкт-Петербурга и Рязанской области».

Вторая цитата касается расписки, которую в тот страшный день алдынцам оставил один из их убийц:

«Расписку не взяли, и алдынцы решили ее хранить на будущее, когда начнется непредвзятое расследование, в которое тут не верит ни один человек, но… Все же хранят. Вот содержание расписки: «Ребята!!! Не трогайте этих жителей. Здесь была 6 МСР 245 полк. Ком.роты...» (и подпись).

Стас Дмитриевский пишет, отвечая на мой вопрос:

«Прошло 12 лет с тех пор, как российские военные и милиционеры, выполнявшие, как утверждалось, функцию «освобождения» чеченской столицы от бандформирований, в течение пары часов хладнокровно убили 51 гражданское лицо, включая младенцев, стариков и женщин. Известны подразделения, совершившие резню: 6-я рота 245 мотострелкового полка и ОМОН г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Известны военнослужащие и милиционеры, принимавшие участие в «операции». Известно лицо, непосредственно отдававшее приказ на убийства, – командир роты Сергей Новичков. Известны командиры обеих частей – Сергей Юдин и Виктор Кабацкий (первый сейчас командует 22-й армией, второй – один из заместителей начальника ГУ МВД по Нижегородской области). Известен их начальник – командующий группировкой генерал-лейтенант Владимир Булгаков (ныне военный пенсионер). Наверное, это самое массовое и жестокое преступление, совершенное в России за последние четверть века. За 12 лет НИКТО, никто даже из числа рядовых исполнителей не был привлечен к ответственности. Это диагноз. Тяжелейший. Я думаю, между безнаказанностью за резню в Новых Алдах и нынешним стремительным сползанием России к диктатуре и тотальному властному насилию существует прямая связь».

Это мнение разделяет еще один человек, которому я задала вопрос, нужна ли память о Новых Алдах. Его зовут Салман Север. Уроженец Санкт-Петербурга, он сейчас вынужден скрываться. Причина: он один из лидеров русских мусульман. Итак, я задала Салману вопрос и получила в ответ следующее письмо:

«Люди, знакомые с питерским ОМОНом «в работе», готовы поверить и в особую жестокость, и в чувство безнаказанности, которыми были окрылены питерские менты 5 февраля 2000-го. Следует знать и помнить этих расстрельщиков, которые своими пулями, выпущенными по мирному населению Чечни, как бы возвещали: у власти – силовики, у власти – питерские. Так начиналась кровавая история «невского клана» в руководстве большой страны: с бомбежек и вырезания Новых Алдов. История путинской России начиналась с одного маленького военного преступления против собственного народа. И поскольку эта история не собирается заканчиваться, никто не должен забывать, как она начиналась, как, где и каким огнем питерские проходили свое «крещение».

Каждая годовщина Новых Алдов – повод не только вспоминать, как оно было. Но и думать, почему все так, как оно есть. Прежде всего, это повод задуматься, что будут делать эти же, обласканные и пригретые властью, питерские менты, случись и у нас Майдан. Ведь какой зверь откажется от человечьего мяса, раз отведав его? Повод готовиться российской оппозиции, если она еще осталась, – всем тем, кто не замордован по лагерям и не выдавлен из страны. Ибо кто будет защищать питерских, когда трон покачнется, кроме других питерских? – Их ОМОН преступен, это удостоверено. Ведь Новые Алды – история о том, как расстреливают в упор идущих сдаваться с белыми флагами. Цинизм особого рода, который непростителен нигде в мире войны. В России с той поры любое движение с белыми флагами, движение мирных и уставших людей обречено на расстрел...

Новые Алды – это о том, как мародерствуют те, кто «в законе», из культурной столицы. Как те, кому мы доверяем охрану наших будней, будут насиловать, скармливать псам, убивать беременных, как только дело коснется войны. Новые Алды – это о том, как не предавать забвению память Натальи Эстемировой, пожертвовавшей жизнью за право оставаться честным человеком. Это, пусть даже косвенным образом, день поминовения всех замученных в России журналистов. И мне, петербуржцу, горько и стыдно перед чеченскими стариками и матерями за каждого из этих шести десятков невинно убиенных. Стыдно за то, что военные преступники, населяющие мой город, совершили это. Стыдно за то, что из моего города расползлась эта багряная фронда, в которой даже простые люди «в мышиных одеждах» оказываются палачами. Простите нас! Всех петербуржцев – за злодеяния немногих».
XS
SM
MD
LG