Accessibility links

Шесть лет для журналиста


Азербайджанский журналист Рауф Миркадыров, 2014
Азербайджанский журналист Рауф Миркадыров, 2014

Азербайджанский журналист Рауф Миркадыров, обвиненный в государственной измене, приговорен к шести годам колонии строгого режима. 28 декабря этот приговор был вынесен в Бакинском суде по тяжким преступлениям. Так завершилось одно из самых громких судебных дел в Азербайджане, которое многие аналитики считают политическим.

Рауф Миркадыров – один из самых известных азербайджанских журналистов, много лет работавший в бакинской газете «Зеркало», один из учредителей оппозиционного журнала «Монитор». Последние годы Миркадыров жил в Анкаре, работая турецким корреспондентом «Зеркала». Именно в Анкаре и началось, по сути, судебное дело, когда Турция неожиданно лишила Миркадырова аккредитации и депортировало его в Азербайджан. В аэропорту Баку он был арестован.

Рауфу было предъявлено обвинение в государственной измене на основании его контактов с представителями гражданского общества и экспертного сообщества Армении. Миркадыров, будучи авторитетным специалистом, в частности, по карабахской проблематике и региональной политике в целом, действительно участвовал в конференциях, в том числе, и на территории Армении. Власти Азербайджана были об этом хорошо осведомлены, однако никаких мер по отношению к нему долгое время не предпринимали.

Реальную причину преследования своего коллеги главный редактор бакинской газеты «Минвал» Эмиль Мустафазаде видит, в частности, в его позиции по отношению к России:

«Он много писал про президента России Владимира Путина, о политике России в регионе, аргументированно критиковал российский истеблишмент. И, безусловно, наметившееся сближение России и Азербайджана сыграло определенную роль в его аресте».

Шесть лет для журналиста
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:31 0:00
Скачать

Сам Рауф тогда осознавал, что вызывает определенное раздражение в Москве. Мустафазаде, учитывая хорошие отношения России и Турции в то время, не видит ничего странного в том, что Анкара могла с пониманием отнестись к просьбе Москвы.

«Но мне кажется, что Анкару поучаствовать в этом деле попросили все-таки из Баку. Как раз в то время и началось сближение Баку и Москвы. И Миркадыров, и другие журналисты, которые были арестованы, каким-то образом мешали нашим властям в этом процессе».

Азербайджанский политолог Лейла Алиева видит в преследовании Миркадырова определенную систему сигналов – и гражданскому обществу, и Западу.

«Мне кажется, все это носит, прежде всего, демонстративный характер. Рауф критиковал положение дел в Азербайджане, им могли быть недовольны в России. И его преследование – это попытка власти показать журналистам, что их возможности очень ограничены. И даже если они находятся за границей, они не могут считать себя свободным».

С другой стороны, дело Рауфа Миркадырова было связано с делом правозащитников Лейлы и Арифа Юнусовых, также обвиненных в государственной измене, однако выпущенных из тюрьмы. Их освобождение вселяло во многих надежду и на скорое освобождение Рауфа Миркадырова.

«Надежда была. Рауфа, как полагали многие, держали в тюрьме, чтобы использовать против Лейлы и Арифа. Когда это не удалось власть решила показать, что она может противостоять любому давлению».

Эмиль Мустафазаде тоже, как и многие, надеялся на освобождение Миркадырова.

«Мне кажется, Рауфа Миркадырова должны были помиловать, как это было сделано в отношении четы Юнус, в частности, из-за которых Рауф тоже был арестован. Но спутал карты американский конгрессмен Крис Смит, который внес законопроект о санкциях в отношении ряда азербайджанских чиновников. И очень многие эксперты в Баку считают, что в конечном счете из-за этого власть отказалась от намерения выпустить арестованных журналистов и правозащитников».

Между тем, как полагают наблюдатели, все снова может измениться. Лейла Алиева считает, что дальнейшая судьба Рауфа Миркадырова зависит от внешнего давления. Эмиль Мустафазаде видит шанс в природе самой власти.

XS
SM
MD
LG