Экс-министр обороны Леван Изория назначен послом Грузии в Германии, бывший депутат Софио Кацарава – в Великобритании, а карьерный дипломат Давид Дондуа – в Греции. Пока оппозиция ищет логику в решении властей в отношении первых двух кандидатур, в правящей партии заверяют, что все новые послы принесут на своих постах только пользу.
Посольства Грузии становятся прибежищем списанных политиков, так нелестно отзываются оппоненты властей о назначении трех новых послов Грузии. Одним из таких «списанных» политиков, по мнению оппозиции, является Софио Кацарава, которая теперь будет представлять Грузию в Великобритании. В конце прошлого года, после провала перехода на пропорциональную избирательную систему, она отказалась от депутатского мандата и после того не занимала никаких государственных должностей.
Послом в Германии стал Леван Изория, сообщили сегодня в МИД. Его назначению предшествовал скандал, напоминают в оппозиции. А в Греции Грузию будет представлять Давид Дондуа, который ранее занимал разные должности в МИД Грузии, включая заместителя министра иностранных дел, и в дипломатических миссиях за рубежом. Вопросов по назначению последнего у оппозиции нет, зато кандидатуры Кацарава и Изория вызывают целый шквал критики. Говорит депутат от «Европейской Грузии» Ираклий Абесадзе:
«Общество увидело, что господину Изория пришлось «бежать» из государственной Службы разведки и Совета безопасности, и, как поговаривают, по большей части из-за коррупционных скандалов в Министерстве обороны. На фоне резкой международной реакции на проходящие недемократические, нездоровые политические процессы в Грузии назначение человека с такой репутацией в одну из ведущих европейских стран – плохой сигнал».
Что касается назначения Софио Кацарава, то логика властей здесь заключалась вовсе не в налаживании отношений с Британией, считает депутат от «Нацдвижения» Саломе Самадашвили:
«За последние годы «Грузинская мечта» выпроводила многих профессиональных дипломатов с дипломатической службы. Как видно, у них сейчас «кадровый голод». Кроме того – это отношение ко внешней политике, они считают, что могут назначать послами второстепенные фигуры. Пост послов стал местом вторичного трудоустройства, и это показывает назначение Софио Кацарава на указанную должность».
В партии власти не воспринимают всерьез эту критику оппонентов и, не вдаваясь в детали, рассуждают о заслугах новоназначенных послов. Говорит представитель парламентского большинства Мамука Мдинарадзе:
«Неинтересно, что говорит оппозиция. Интересно, были ли назначены на конкретные должности достойные и профессиональные люди. И у Изория, и у Кацарава большой опыт. Эти люди принесут пользу в отношениях с теми странами, в которые они были назначены».
Сомневается в этом политолог Торнике Шарашенидзе. Назначение Изория – это просто «утешительный приз» для политика, оставшегося без должности, у которого совершенно нет дипломатического опыта, считает эксперт. В то же время к вопросу налаживания отношений с Германией грузинские власти были обязаны подойти с большей ответственностью, считает Шарашенидзе. Это государство – не сторонник расширения НАТО, соответственно, от него во многом зависит сближение Грузии с Североатлантическим Альянсом. Актуальны также вопросы нелегальной эмиграции и преступлений, совершаемых гражданами Грузии в Германии.
«К сожалению, правительство не до конца осознает важность Германии (для Грузии) и в целом дипломатии. Лет 16, если не больше, у Грузии не было серьезного посла в Германии. На самом деле ничего не изменится, Изория ничем не хуже и не лучше предыдущих послов», – говорит Торнике Шарашенидзе.
Схожего мнения придерживается и основатель Центра стратегического анализа Нодар Харшиладзе. Назначение Изория он называет продолжением провальной внешней политики «Грузинской мечты», как и вопрос утверждения Софио Кацарава на должности посла Грузии в Великобритании.
«Мало разбираюсь в логике «Грузинской мечты», поскольку ее вообще нет. Я думаю, что это мог быть личный договор, спекуляция. Она не позиционировала себя агрессивно как другие, которые ушли (из «Грузинской мечты»). А взамен на ее молчание и пассивность ей дали пост. Скорее всего, все так и было», – считает Нодар Харшиладзе.
Совершенно непонятна критика предыдущих респондентов военному аналитику Амирану Салуквадзе:
«Такая практика есть во многих странах. Это не единственный случай, когда бывшего министра, тем более силовых структур, назначают послом какой-нибудь страны. «Силовые» министры занимаются вопросами безопасности и имеют большой опыт в ведении переговоров как с коллегами, так и в различных структурах, особенно европейских. Так что этот подход – он не дипломат и не справится – неправильный».
Что касается Давида Дондуа, то все эксперты сходятся во мнении, что он хороший дипломат. Однако и в данном случае выбор власти Нодару Харшиладзе не совсем понятен. Он считает, что такие кадры необходимо использовать в странах, с которыми Грузия должна более активно развивать отношения.