Accessibility links

Споры о карантинных мерах в Абхазии


В Абхазии в центре общественного внимания вот уже около двух месяцев продолжают оставаться две доминирующие темы – отложенный на несколько недель из-за коронавирусной пандемии, но оттого и более активно развивающийся туристический сезон и нарастающий вал распространения этой самой пандемии.

С 1 августа, когда Россия и Абхазия сняли ограничения на пересечение границы, действовавшие на протяжении четырех месяцев, до 23 сентября границу Абхазии и России в обоих направлениях пересекли более двух миллионов человек, как сообщила пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю. А если уточнить: 1 830 000 граждан Российской Федерации, что значительно больше аналогичного периода прошлого года, и 170 000 граждан Республики Абхазия. Со дня открытия границу пересекли 405 000 транспортных средств. Абхазии. При этом рост зарегистрированных случаев ковид-инфицирования вырос с практического отсутствия вирусоносителей в середине июля до 1352 при 434 выздоровевших и 10 летальных случаях с начала регистрации на 28 сентября.

Споры о карантинных мерах в Абхазии
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:00 0:00
Скачать

Это можно было бы уподобить двум волнам, устремленным навстречу друг другу и способным вызвать общественный катаклизм в результате их столкновения, возможность чего прогнозировалась в республике еще нынешней весной. Но реальность оказалась иной: эти волны движутся как бы в разных измерениях. Дело в том, что в Гагрском районе, на который приходится львиная доля заехавших с 1 августа российских туристов, зарегистрировано в несколько раз меньше инфицированных, чем в столице республики. И за данный промежуток времени среди туристов было выявлено всего семь коронавирусоносителей. Словом, ни о каких «антитуристских» выступлениях, призрак которых бродил по Абхазии в мае-июле, сегодня и речи нет.

Вместе с тем общественная дискуссия о степени действенности предпринимаемых правительством ограничительных мер идет весьма активно, в том числе, естественно, и в интернет-сообществе. В абхазском сегменте соцсети «Фейсбук» вот уже полгода выделяются несколько пользователей, известных в обществе людей, которых особенно беспокоит эпидемиологическая ситуация в стране, которые не устают призывать население строго выполнять все предписания медиков, а власти - к ужесточению ограничительных мер. И вот характерен такой диалог в «Фейсбуке». Одна из пользовательниц назвала намеченные в октябре руководством республики меры несерьезными и смешными.

– А какие меры вы предлагаете? – поинтересовался у нее оппонент.

– Такие, которые были введены в конце марта и.о. президента Валерием Бганба.

– То есть закрыть все рынки, промтоварные магазины, объекты общепита, запретить движение общественного транспорта, границу закрыть? Вы разве не понимаете, что народ на этот раз, тем более в разгар турсезона, встал бы на дыбы?

– Лучше так, чем встать в очередь к Господу Богу», – отрезала сторонница максимально жестких мер.

А почему запрет на проведение свадеб, как и другие «ограниченные» ограничительные меры, вступает в действие, согласно указу президента, с 5 октября, а не с 1-го, как первоначально говорилось при их обсуждении? И в «Фейсбуке», и на одном из интернет-форумов встретилась ехидная версия, что это из-за того, что на 3 октября намечена свадьба брата одного из высших госчиновников. Но ее опроверг известный в Абхазии общественно-политический деятель, отнюдь не приверженец действующей власти, написавший в ФБ, что эта свадьба намечена на 27 сентября… Гораздо логичней и убедительней выглядит другая версия: 3 и 4 октября выпадает на субботу и воскресенье, традиционные свадебные дни, и слишком во многих семьях в Абазии, независимо от их статуса и внутриполитической ориентации, очень много сил и средств было уже вложено в подготовку свадебных торжеств, намеченных на эти дни; вот и решено было пойти им всем навстречу. А остальным уже предложено отложить их до лучших времен. (В Абхазии, кстати, нередки случаи, когда свадьбы откладывались из-за смерти кого-то из родственников молодых и проводились уже даже после рождения первенцев.)

Но самое бурное обсуждение вызвали вечером пятницу 25 сентября два противоречивших друг другу сообщения СМИ. Вначале, в восьмом часу вечера было распространено сообщение пресс-службы Министерства здравоохранения РА о том, что с этого дня во всех школах Абхазии с объявлен карантин. И далее:

«Как уточнила главный государственный санитарный врач Абхазии Людмила Скорик, такое решение правительство республики приняло по рекомендациям Минздрава и СЭС. «В Республике Абхазия наблюдается резкий подъем заболеваемости COVID-19, причиной которого явилась циркуляция (вируса – ред.) среди детского населения, которое с первого сентября 2020 года начало посещать организованные коллективы. Педагогические коллективы не были подготовлены и проигнорировали требования, которые Государственная санитарная служба им предписала, рекомендовав исполнить их за летние месяцы. Первыми стали болеть педагоги. Поэтому правительство Республики Абхазия по рекомендациям Министерства здравоохранения и Республиканской СЭС приняло решение с сегодняшнего дня объявить во всех школах Абхазии карантин», – отметила главный санитарный врач Скорик. Она рассказала, что карантинными мерами правительство и Минздрав пытаются разграничить и минимизировать контакты лиц группы риска и носителей новой коронавирусной инфекции. Карантин по всем школам Республики Абхазия объявляется по 16 октября 2020 года. Скорик подчеркнула, что всем сотрудникам школ рекомендовано соблюдать самоизоляцию».

Наверное, появление этой информации неслучайно совпало с другой – что за предыдущие сутки было подтверждено рекордно большое число ковид-инфицированных среди граждан Абхазии – 68.

Но в пятницу же вечером, через два часа с небольшим было распространено сообщение пресс-службы кабинета министров Абхазии, опровергавшее информацию о введении карантина во всех школах Абхазии с 25 сентября по 16 октября. «Ни составом кабинета министров, ни координационным штабом по защите населения от коронавирусной инфекции решения о приостановлении учебного процесса в школах не рассматривалось и не принималось», – было сказано в сообщении на сайте кабмина.

Надо ли говорить, что в обществе с недоумением и возмущением отозвались на такую вопиющую нескоординированность действий координационного штаба и Минздрава! «Бардак полнейший! Это те, на кого надеются люди?!» – негодовал один из интернет-форумчан. Вот еще несколько мнений:

«Минздрав и СЭС могут только рекомендовать, а решение принимает правительство, но как профессионалы медики правы. Лично у меня такое мнение, что школы на время надо закрывать. Одновременно вводить жесткие штрафные санкции за несоблюдение мер безопасности. Дистанция, маски и т.д.»;

«Правы, конечно, но зачем же бежать впереди паровоза? Потеряли берега?»;

«У Золотинсковича не забалуешь. Вмиг на место поставит».

То, что имела место несогласованность властных структур и что это плохо, сомнению не подлежало, но вот относительно того, как быть с карантином в школах, мнения в обществе разделились. Многие в течение этих дней рассуждали о том, что нельзя грести всех под одну гребенку, что нет смысла закрывать на карантин школы в селах, где не зафиксировано пока ни одного случая ковид-инфекции, что дети и так пропустили уже занятия с марта по июнь…

Сегодня исполнительный директор Центра гуманитарных программ в Абхазии Арда Инал-ипа прокомментировала «Эху Кавказа» данную ситуацию так:

«Я думаю, что сам по себе этот случай, когда официальные СМИ опубликовали информации, которые противоречили друг другу, – это очень тревожный сигнал, говорящий о несогласованности действий в правительстве. Несмотря на существование штаба, не было, видно, какого-то серьезного разговора с аргументами, когда бы пришли к консенсусу. Это с одной стороны. С другой стороны, мне кажется, что в данной ситуации все-таки следует прислушиваться к специалистам, врачам, инфекционистам… Мы видим, что, действительно, в школе, поскольку дети очень активно общаются и очень сложно ограничить их контакты, несмотря на все усилия нашего Министерства образования, на все предпринимаемые меры, инфекция очень быстро распространяется между детьми, дети потом заражают родителей и так далее. Я должна добавить, что полный карантин во всех школах – это, может быть, не продумано. Возможно, врачи ориентируются на ситуацию в Сухуме, но обстановка в разных школах не одинаковая. В селах, каких-то районах – не везде, наверное, это было бы оправдано. Мне кажется, что в срочном порядке надо было представителям исполнительной власти, медикам, руководителям отделов образования всех регионов обсудить этот вопрос и принять наиболее обоснованное решение».

Член совета директоров Центра гуманитарных программ Лиана Кварчелия, которая в период пандемии очень активно выступает в обществе на тему противодействия ей, высказалась в интервью «Эху Кавказа» более радикально:

«Решение принимает координационный штаб, но он не должен игнорировать мнение главного санитарного врача. Если главный санитарный врач считает, что нужно вводить карантин, значит, нужно вводить. Это первое. Второе – я вообще считаю, что не нужно было 1 сентября отправлять в школу детей. У нас уже в разгаре было распространение инфекции. У нас не справились с ситуацией, когда было всего два зараженных (в июле) в больницах, и больницы стали очагами распространения, они не смогли купировать эти очаги. И в этой ситуации надо было подождать со школой хотя бы до 1 октября, до 15 октября. Проблема будет сейчас, потому что я знаю, что дети, к сожалению, стали распространителями инфекции. Я знаю несколько семей, даже среди моих родственников, где взрослые заразились от детей, которые принесли эту инфекцию домой. К сожалению, школы стали вот таким местом распространения инфекции. И каждый день сегодня, мне кажется, должен начинаться у наших чиновников с обсуждения именно этой ситуации. И мы каждый день должны знать, что происходит, что сделано, что планируется сделать, потому что мы видим, к сожалению, что острота этой проблемы нарастает».

Вплоть до выхода в эфир программы «Эха Кавказа» никаких новых сообщений на тему объявления карантина в школах Абхазии от властных структур республики не поступало.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG