Accessibility links

Через границу – по принципу «одной калитки»


Уже почти месяц, как у пункта упрощенного пересечения границы стоят длинные автомобильные очереди с обеих сторон
Уже почти месяц, как у пункта упрощенного пересечения границы стоят длинные автомобильные очереди с обеих сторон

Водители маршрутных такси в Ленингорском районе Южной Осетии грозят забастовками. Причина – длинные очереди у пункта упрощенного пересечения границы, которые с началом овощного сезона создают местные торговцы зеленью. Ленингорцы говорят, что проблема не нова, но власти не спешат ее решать.

Вот уже почти месяц, как у пункта упрощенного пересечения границы стоят длинные автомобильные очереди с обеих сторон. На пересечение границы у людей уходит не менее двух часов. Очереди создают торговцы овощами, которые перевозят сельхозпродукцию под видом ручной клади пассажиров.

Очередь возникает с началом овощного сезона в мае и закончится с его окончанием в октябре. По мнению местных жителей, ситуацию можно заметно улучшить, сократив очереди как минимум вдвое, если организовать пограничный контроль отдельно для тех, кто въезжает, и тех, кто выезжает. Вместо этого и тех и других пропускают через одну калитку – по очереди.

Через границу – по принципу «одной калитки»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:28 0:00
Скачать

Похоже, говорят жители района, проблема волнует только тех, кто стоит в этих очередях. Сегодня в Ленингоре едва не дошло до забастовки водителей пассажирских маршруток. Из-за двухчасовых очередей на границе они не успевают на тбилисский автовокзал к назначенному времени, т.е. выбиваются из расписания рейсов. Соответственно, администрация вокзала тут же проводит замену – на их место в расписание ставят других водителей. Опоздавшие терпят убытки – они вынуждены возвращаться в Ленингорский район порожняком.

Водителей отговорили пассажиры, которых эта забастовка поставила бы в еще более отчаянное положение. Они предложили им вместе пойти к новому главе района и там обсудить проблему. В администрации района ходокам сказали, что ни сегодня, ни вчера его на работе не было, когда появится, никто не знает.

Югоосетинские чиновники и эксперты указывают на две, по их мнению, проблемы. Первая – это все продолжающиеся поездки ленингорцев в Грузию. Дескать, пора бы им уже упасть на одну сторону, определиться, где им лучше. Несостоятельность этого посыла заключается в том, что никакого самоопределения со стороны ленингорцев не было. Их взяли под юрисдикцию Цхинвала вместе с их домами и могилами, в то время как их среда обитания, вся их материальная и нематериальная культура оказались за кордоном. Там их языковая среда, там учебные заведения, где они учатся, там врачи, которые их лечат, там живут их родственники.

Я слышал много разговоров о том, как «заинтересовать» их не ездить туда. Только в конечном счете все предложения чреваты различными формами нарушений прав человека и, соответственно, громким скандалом. Кажется, все это понимают, наверное, поэтому до сих пор никто не пытался изменить сложившееся положение вещей.

Вторая проблема, о которой говорят, – это овощной трафик. Целая республика снабжается овощами, фруктами и зеленью под видом ручной клади. Формально эта контрабанда создает некие проблемы, а по факту снимает их. Трафик не только обеспечивает Южную Осетию доступной по цене продукцией из Грузии, Азербайджана и Турции, но и приносит прибыль тем, кто курирует этот сегмент серой экономики. Не секрет, что и пограничникам на этот трафик грех жаловаться.

Все прочие рассуждения – это, как говорится, новости завтрашнего дня. Мол, вот завтра (т.е. уже не в этом году) создадут в республике товарное производство овощей и зелени, и тогда закроют этот трафик в пользу местного производителя. В принципе, вполне здравая мысль. Но она здрава только в качестве первого абзаца некоего бизнес-плана, за которым должно следовать подробное описание того, как это сделать. А этого пока нет.

Есть, правда, и другое мнение, что этот теневой импорт мешает развитию собственного производства, поэтому надо сначала пресечь контрабанду, а затем уже местное производство само наладится... В это трудно поверить, потому что не видно попыток занять рынок. Вот товарное виноделие – заметно, производство сыра – тоже. Даже рыболовство (это я про поставки форели в местные рестораны) видно. А вот с овощами-фруктами как-то не очень, поэтому не факт, что вдруг стразу этим займутся, как только прикроют контрабанду из Грузии. Зато очевидно, что товар пойдет из России, и стоить он будет намного дороже к неудовольствию и местных жителей, и местного бизнеса. И перебои с поставками из-за таможенных проблем тоже будут.

Напрашивается вывод – сложился некий статус-кво, от которого никто не испытывает восторга, но все понимают, что лучше бы его не трогать. Ни людей, которые туда ходят, ни овощи, которые оттуда привозят. Остается лишь одна деталь: как сделать так, чтобы не превращать неизбежные в этой ситуации сложности в адовы проблемы.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG