Accessibility links

Сирийский прорыв, сержанты против офицеров и другие югоосетинские итоги года


Гражданские активисты организовали сбор подписей под петицией к Владимиру Путину, в которой просили его разобраться в ситуации, сложившейся с «Евродоном»
Гражданские активисты организовали сбор подписей под петицией к Владимиру Путину, в которой просили его разобраться в ситуации, сложившейся с «Евродоном»

Чем запомнился 2018-й в Южной Осетии? Эксперты вспомнили Сирию, дела сержантов и «Евродона» и, конечно, гибель Арчила Татунашвили.

По мнению югоосетинского историка, первого председателя парламента Южной Осетии Коста Дзугаева, 2018 год был насыщен политическими событиями – яркими, значительными, которые, наверное, войдут в учебники югоосетинской истории, но, без сомнений, самое главное из них – это признание Южной Осетии со стороны Сирии:

«Сирия – особая страна, особое государство. Это связано не только и может даже не столько с ее военно-политической значимостью, сколько с некой даже сакральной значимостью. Эта страна в своем роде мистическая. Поэтому признание со стороны Сирии, безусловно, для нас имеет особое значение. И, наверное, можно сказать о том, что это признание в то же время является серьезным шагом к воссоединению осетин, потому что повышение легитимации нашей республики – непременное условие для решения этого судьбоносного вопроса».

Скачать

Российскому политологу Владимиру Новикову запомнился официальный визит президента Южной Осетии Анатолия Бибилова в Республику Сербскую, который проходил с 8 по 13 января. В рамках визита прошла встреча главы Южной Осетии с президентом Республики Сербской Милорадом Додиком. Итогом этой встречи стало соглашение о сотрудничестве между двумя государствами, которое подписали от Южной Осетии министр иностранных дел Дмитрий Медоев и от Республики Сербской министр экономических отношений и регионального сотрудничества Златан Клокич.

Соглашение рассчитано на три года и направлено на расширение двусторонних связей в сфере культуры, спорта, туризма, сельского хозяйства и других отраслях. Для реализации этой договоренности создана рабочая группа из представителей обеих сторон. Говорит Владимир Новиков:

«Это действительно важное событие. Это не просто визит куда-то – Республика Сербская – это важная часть Боснии и Герцоговины, а Милорад Додик – крупный региональный политик. И то, что он принял Бибилова, что Златан Клокич подписал с Дмитрием Медоевым соглашение, – это, конечно, не признание де юре, но это некое признание де факто. Это признание того, что Южная Осетия есть на карте, и достаточно крупные региональные балканские политики принимают ее руководителя, считаются с его мнением и считают необходимым подписывать с ним те или иные соглашения».

На югоосетинского общественника и блогера Алана Парастаева произвели впечатление выступления гражданского общества в защиту тех, с кем, по его мнению, поступили несправедливо. Как люди заступались за югоосетинского бизнесмена Вадима Ванеева, создателя и руководителя компании «Евродон», второго по величине производителя индейки в России. Сам Вадим Ванеев тогда обратился к общественности с такими словами:

«У меня шестой раз отбирают бизнес. Это делает не государство. Его подставляют те, кто действует от его имени вопреки его интересам».

Гражданские активисты провели акции в поддержку Ванеева, организовали сбор подписей под петицией к Владимиру Путину, в которой просили его разобраться в ситуации, сложившейся с «Евродоном». Запомнились Парастаеву акции в поддержку сержантов 4-й военной базы Арсена Сланова и Зелима Албегова.

4 сентября Владикавказский гарнизонный военный суд признал сержантов-контрактников виновными в нападении на капитанов Богдана Патыка и Антона Зайнутдинова и приговорил Сланова к полутора годам колонии поселения, а Албегова к трем с половиной годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Защита с приговором не согласилась, все обстоятельства дела указывают на обратное: что это офицеры избили сержантов и сами же обвинили их в нападении. Дело «офицеры против сержантов» получило громкий общественный резонанс. Волонтеры в пятнадцати городах России собрали более пятидесяти тысяч подписей под петицией Владимиру Путину в защиту сержантов.

Родители и многочисленная группа поддержки сержантов обратились к губернатору РСО-Алания Вячеславу Битарову, депутату Государственной Думы от РСО-Алания Зурабу Макиеву и сенатору Арсену Фадзаеву. Все трое пообещали принять участие в судьбе осужденных. Вячеслав Битаров обсудил эту ситуацию с Уполномоченным по правам человека в России Татьяной Москальковой, после чего омбудсмен обратилась в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность приговора Зелиму Албегову и Арсену Сланову. И если не получилось помочь Вадиму Ванееву сохранить свой бизнес, то в деле «сержанты протии офицеров» удалось добиться ощутимых результатов.

25 октября Северо-Кавказский окружной суд пересмотрел апелляционную жалобу и заменил сержантам реальные сроки заключения на условные. Защита югоосетинских сержантов-контрактников Зелима Албегова и Арсена Сланова не согласна с решением и будет настаивать на их полной невиновности, то есть «дело сержантов» еще не окончено. По мнению Алана Парастаева, эта история стала яркой демонстрацией того, что общество, объединившись, может сопротивляться произволу:

«Отрадно было наблюдать, как реагировало гражданское общество: без лишнего пафоса и экстремальных проявлений выступило в поддержку людей. Примечательно, что оба раза они вступали как граждане России в поддержку пострадавших от структур Российской Федерации. Остается пожелать, чтобы и в разрешении внутренних югоосетинских проблем наше общество было бы столь же активным».

Я спросил у российского политолога Николая Силаева, какое политическое событие в Южной Осетии произвело на него наибольшее впечатление в 2018 году:

«Может, это не дипломатично, не политкорректно и не под Новый год – но первое, что мне в голову приходит, – это дело Арчила Татунашвили.

– Как самое большое политическое поражение?

– Да, это самое большое поражение, причем не конкретного политика, а югоосетинской государственности как таковой. Потому что есть ситуации, их немного, когда на Южную Осетию смотрит весь мир. Без преувеличения. А такие вещи не должны происходить, если люди строят государство.

– Но ведь никто не застрахован от подобных историй?

– Как говорят наши американские партнеры, «shit happens» … бывает. Да, случаются очень неприятные вещи, люди допускают ошибки, совершают преступления. Вопрос в том, какова реакция государства на эти ошибки, на эти преступления. А в данном случае они оказались не на высоте, к сожалению.

– Мой друг, армянский политолог, по этому поводу говорил: понятно, что после Второй мировой войны Европа болезненно относится к изменениям государственных границ, понятно, что Южная Осетия воспринимается как часть российской политики, и это в основном определяет официальную позицию Запада. Но при всем при этом у людей есть понимание, почему так произошло, есть человеческое сочувствие к маленькому народу, оказавшемуся в сложной ситуации. Пусть молчаливое, пусть неофициальное, но сочувствие. И это сочувствие терять нельзя. А вот такие совершенно дикие истории разрушают сочувствие.

– Да, вот это очень точно. Действительно, у них есть своя правота, а вот такие истории это сочувствие разрушают. Они мешают тому, чтобы их понимали, пусть даже молча, про себя».

Из политических событий со знаком минус лидер партии «Новая Осетия» Давид Санакоев указывает на последние поправки к выборному законодательству в преддверии парламентских выборов весной 2019 года. В октябре 2015 года, напоминает Давид Санакоев, в ту пору президент Леонид Тибилов внес в законодательное собрание законопроект о формировании парламента по смешанной системе. То есть половина депутатов будет избираться по партийным спискам, а другая половина – по одномандатным округам. В декабре 2016 года парламент принял этот закон.

Предполагалось, что это нововведение расширит возможности участия общества в политической жизни, говорит Давид Санакоев. Граждане получили возможность участвовать в выборах от себя, презентовать избирателю свою позицию. Логическим продолжением этого шага была бы либерализация избирательного законодательства, приведение его в соответствие с духом Конституции.

Увы, новая власть не устояла перед искушением укрепить собственное положение. В этом году был продолжен курс на сокращение политических партий – старые закрывали, новым не давали зарегистрироваться под надуманными предлогами. Говорит Давид Санакоев:

«Вот сейчас проходят выездные проверки Минюста – проверяют политические партии. Сейчас, перед выборами, пытаются внести изменения в ряд законов, которые касаются как раз выборов и гарантий прав избирателей. Почему это делается, вполне понятно. Лишь бы не наломали дров, лишь бы сами себя не обхитрили. Если мы не выстроим стабильную политическую систему, которая будет работать независимо от внутренней конъюнктуры, тогда каждая новая власть будет перестраивать все под себя. Сейчас будет происходить то же самое, вернее – уже происходит».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG