Accessibility links

Апсуара в XXI веке и клип Леры Адлейба


Этический кодекс апсуара регулирует самые разные сферы жизни абхазов
Этический кодекс апсуара регулирует самые разные сферы жизни абхазов

Темой состоявшегося на днях разговора с помощью видеомоста Москва-Сухум стало сохранение в XXI веке кодекса чести абхазов – апсуара. А конкретнее – использование для этого цифрового пособия по изучению традиций и норм поведения, которое предложили создать молодые специалисты.

По сообщению взявшего первым слово в московской студии исполнительного директора благотворительного движения «Послы доброй воли Абхазии» Даура Барганджия, приложение будет состоять из текстовой части – инструкции, включающей пункты кодекса поведения абхазов. Во второй части пользователь сможет закрепить усвоенный материал и пройти тестирование.

Разговор продолжили также находившиеся в московской студии почетный президент Всемирного абхазо-абазинского конгресса Тарас Шамба, который отметил, что и в эпоху глобализации апсуара – неотъемлемая часть культуры абхазов, и председатель Совета старейшин Московской адыгской диаспоры Юрий Агирбов, подчеркнувший: для того чтобы сделать апсуара объединяющей идеей для всего народа, необходимо поднять уровень жизни населения.

Апсуара в XXI веке и клип Леры Адлейба
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:23 0:00
Скачать

«Для этого нужно улучшить инвестиционный климат. Инвесторы, которые вкладывают свои средства в Абхазию, должны быть уверены, что их не обманут, что у них будет разумное сотрудничество», – сказал Юрий Агирбов и сделал первую инвестицию в проект – вручил авторам идеи приложения 20 тысяч рублей, свою пенсию за месяц.

В сухумской студии народный поэт Абхазии Мушни Ласурия заметил, говоря про апсуара:

«Она, конечно, все время развивалась. Апсуара десятого века, конечно, отличается от апсуара двадцатого века. Это этапы роста, эволюции. Хотя основной костяк, основные положения, безусловно, оставались одними и теми же. Мой друг Фазиль Искандер, наш прославленный писатель, в адресованном мне письме писал еще в семьдесят восьмом году о малочисленных народах, имея в виду, конечно, абхазов: «Существование маленького народа столь же грандиозно и всемирно необходимо, как существование так называемых великих наций. А если при этом в силу определенных исторических и психологических причин этот маленький народ смог сохранить в себе высшие человеческие достоинства, такие как совесть и честь, столь приниженные и ослабленные в современном мире, то он имеет не только право на равное существование, но и может обогатить нравственную жизнь других народов. Это вдохновляет и меня, впрочем, как любого честного писателя».

Мушни Ласуриа отметил, что в научных кругах Абхазии уже были попытки создать печатное пособие по изучению национального этического кодекса. «Нам действительно не помешало бы иметь подобное пособие под рукой, чтобы у всех была возможность ознакомиться с традициями и культурой народа», – сказал он.

Народная артистка Абхазии Виолетта Маан, так же, как и поэт Терентий Чаниа, поддержала инициативу о создании цифрового приложения, но добавила, что большую роль в сохранении традиций абхазов должно играть искусство:

«Нужны тематические мультфильмы для детей на абхазском языке. Также, к сожалению, все меньше становится новых абхазских песен. Если они и пишутся, то практически не запоминаются».

Но у послов доброй воли Абхазии в Москве был в ответ на это припасен, что называется, «рояль в кустах» – сидевшая среди участников разговора в московской студии победительница первого сезона проекта НТВ «Ты супер!» юная певица Валерия Адлейба представила свой видеоклип на новую песню под названием «То, что в моем сердце» – о любви к Родине и своему народу.

По признанию самой певицы, апсуара для нее – в первую очередь наследие предков и семейные традиции.

Что касается цифрового приложения, то одно мнение «против» все же прозвучало. Его высказал в московской студии общественный деятель Беслан Кобахия:

«Я не соглашусь, что нужно создавать какое-то пособие. Что мы, каждый раз будем заглядывать в телефон, чтобы узнать, как поступать в той или иной ситуации? Как только мы сделаем это, мы «добьем» то, что у нас еще есть».

С его точкой зрения никто не стал вступать в дискуссию, но никто ее и не поддержал. Но тем не менее как «информация к размышлению» она осталась в памяти.

Прежде чем высказать свое отношение к ней, хочу немного порассуждать вообще на тему апсуара, что означает в дословном переводе «абхазство» и регулирует самые разные сферы жизни абхазов.

Как-то я рассказывал, что среди моих знакомых в Абхазии оказалось немало людей, которые искренне считали единственным в своем роде предание о том, как абхаз, принимавший гостей, опоздал к Богу на раздачу земель и ему был предоставлен кусочек, «оставленный для себя». И не подозревали, что аналогичные предания, только с некоторыми изменениями в деталях, существуют и среди немалого числа других народов. И точно так же, разговаривая со многими, убеждался, что они не знают о таких национальных этических кодексах, как нохчалла у чеченцев, пуштунвали у пуштунов, картвелоба у грузин... В лучшем случае слышали что-то про адыге хабзэ у черкесов или про бусидо – кодекс чести японских самураев. И такие представления о своей уникальности распространены среди, наверное, всех народов, так же, как многие люди считают уникальными самих себя.

Но есть, конечно, специфические черты, связанные, прежде всего, с этикетом. Далеко не у всех народов присутствуют такие понятия, как в апсуара почитание вставанием – ахацгылара, обязательное приглашение зайти в дом, запрет ругаться и даже громко разговаривать в горах и т.д.

В то же время не раз приходилось сталкиваться с разнообразными иллюзиями, связанными с понятием апсуара. Так же, как древние греки были убеждены в существовании некогда золотого века, многие наши современники верят, что в стародавние времена преступления, отступления от норм морали были чем-то совершенно из ряда вон выходящим. Одна знакомая молодая сухумчанка недавно разразилась в соцсетях причитанием в том смысле, что она не верит в «эти сказки», глядя на окружающую безрадостную в нравственном плане действительность. Наивная, а с чего она решила, что существование с незапамятных времен национального морального кодекса означало, что все его неукоснительно придерживались? Скажем, в новеллах Михи Лакрба, которые часто основаны на народных притчах, благородные герои выведены, как правило, в противостоянии со своими нравственными антиподами. То есть были как те, так и другие...

Также наивна вера в то, что, зазубрив наизусть некие моральные постулаты, люди избавятся от пороков. Хотя содержание 10 заповедей на скрижалях Моисея известно уже больше трех тысяч лет, за все это время люди не перестали убивать, красть, прелюбодействовать, лжесвидетельствовать и так далее...

И все же я считаю озвученную инициативу о создании пособия полезным делом. Не потому, конечно, что чтение его текстов заставит всех не соблюдающих нормы апсуара нравственно переродиться, а просто потому, что оно, надо надеяться, познакомит множество молодых людей, не выпускающих из рук айфоны, с этими нормами. И когда Беслан Кобахия призывает не путать апсуара с этикетом, на это можно возразить, что понятия об этикете все же входят в апсуара как составная часть.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG