Accessibility links

Минздрав признал, что здоровье не купишь


Клиники, чтобы хоть как-то продержаться на плаву, задерживают зарплаты медперсоналу, экономят на расходных материалах или повышают расценки на оказание услуг
Клиники, чтобы хоть как-то продержаться на плаву, задерживают зарплаты медперсоналу, экономят на расходных материалах или повышают расценки на оказание услуг

Реформа здравоохранения, которая поначалу считалась одним из успешных начинаний «Грузинской мечты», обернулась ростом госрасходов на нее и уменьшением числе тех, кто может ею воспользоваться.

Всеобщая программа здравоохранения, стартовавшая в 2013 году, поначалу действительно носила всеобщий характер. Она предполагала прямое финансирование расходов медучреждений из бюджета Минздрава в обход частных страховых компаний. Но с самого начала программа столкнулась с финансовыми трудностями: на втором этапе реформы в 2016 году из госпрограммы были исключены лица, которые параллельно пользовались некоторыми пакетами частных страховых компаний. А с сентября прошлого года действие программы не распространяется на граждан, имеющих доход свыше одной тысячи лари.

Казалось бы, сокращение числа бенефициариев должно было привести к сокращению финансирования программы, однако получилось наоборот. Если в 2014 было выделено 338 миллионов лари, то к 2017 году эта цифра выросла более чем в два раза, до 709 миллионов лари. А в нынешнем году ассигнования госбюджета увеличены до рекордных 754 миллионов лари.

Минздрав признал, что здоровье не купишь
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:42 0:00
Скачать

По словам доктора медицинских наук Серго Чихладзе, программа содержит глубинные изъяны:

«Бюджет программы трещит по швам, что выражается в недофинансировании клиник. В большинстве случаев Минздрав с полугодовым запозданием покрывает медицинским учреждениям расходы за оказанные населению услуги, что порождает кризис в системе здравоохранения. Клиники, чтобы хоть как-то продержаться на плаву, задерживают зарплаты медперсоналу, экономят на расходных материалах или банально повышают расценки на оказание услуг. Разумеется, такая ситуация снижает качество здравоохранения и больно бьет по карману медперсонала».

В итоге действия Минздрава небольшие и средние медицинские учреждения оказываются перед угрозой разорения, и только крупные игроки, которые имеют влиятельное лобби в парламенте, держатся на плаву. Усугубляет ситуацию, по словам эксперта, то, что аудит ведомства, фактически бесконтрольно расходующего почти треть бюджета страны (4 миллиарда лари), не проводился с 2015 года:

«Бесконтрольность системы и постоянные задержки выплат Минздравом долгов медучреждениям создают почву для системы т.н. откатов. К примеру, многие медучреждения согласны вернуть обратно около 10% средств, лишь бы вовремя получить полагающиеся ей средства. Дело этим не ограничилось, и теперь Минздрав в целях снижения нагрузки на бюджет безжалостно штрафует клиники за малейшие прегрешения. Общая сумма штрафов колеблется в районе 60 миллионов лари. Примечательно, что взыскания наложены за нарушения 2014-16 годов. Это также формирует нездоровую ситуацию в системе здравоохранения. Некоторые клиники собираются судиться с Минздравом».

По словам главы юридического отдела агентства по соцобеспечению Майи Шавшишвили, большинство штрафов выписаны из-за нарушений правил регистрации:

«Они регистрировали сельское население под видом городского. Так как сельские жители дополнительно пользуются другими программами, их ежемесячное довольствие меньше городского на 86 тетри. Этим пользовались клиники, получая неправомерный доход».

Благодаря вмешательству бизнес-омбудсмена Ираклия Леквинадзе, решение проблемы на время удалось отложить, так как Минздрав согласился на реструктуризацию санкций. Однако, по словам главы правления ассоциации страховщиков Деви Хечинашвили, ситуация требует неординарного подхода.

«Эта проблема со всей остротой встает в государствах, где система здравоохранения напрямую финансируется государством. Ежегодные расходы Минздрава растут, и вот такими санкциями стараются приструнить клиники, чтобы на время отодвинуть развязку. В итоге создалась ситуация, когда финансирование программы выросло в несколько раз, без всяческого улучшения сервисов здравоохранения».

Согласно данным Минфина за первый квартал, бюджет всеобщей программы здравоохранения израсходован почти на треть (210 миллионов лари из запланированных 754 миллионов). Исходя из растущей динамики расходов и опыта предыдущих лет (в прошлом году Минздрав потребовал дополнительных 100 миллионов к бюджету программы всеобщего здравоохранения), специалисты прогнозируют, что к концу года на финансирование госпрограммы потребуется еще 100 миллионов лари.

XS
SM
MD
LG