Российский МИД предупреждает граждан о рисках посещения Грузии. Одной из причин этого стало внесение бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в «черный список» из-за посещения им Абхазии и Южной Осетии.
Экс-мэр российской столицы приезжал в Грузию как частное лицо вместе с супругой Еленой Батуриной и экс-руководителем департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонидом Бочиным.
Будучи мэром российской столицы, Лужков посещал и Сухум, и Цхинвал, причем он пересекал границу со стороны России через абхазский и югоосетинский пограничные посты, а это уже нарушение грузинского закона об оккупированных территориях. Подобное деяние предусматривает наказание от штрафа в три тысячи долларов до четырех лет тюремного заключения.
В этом смысле можно сказать, что Юрий Михайлович легко отделался: санкции были применены к нему уже после того, как он покинул Грузию, – его внесли в список «нежелательных лиц».
Российский МИД предупредил сограждан, что подобные поблажки светят не всем. «Были и случаи, когда в аналогичной ситуации граждане РФ подвергались штрафам и даже тюремному заключению», – говорится в комментарии МИДа.
Вопрос, которым задавались сегодня мои собеседники: зачем он туда поехал? Он что, всерьез думал, что после отставки с поста мера Москвы ему все забудут?
Говорит руководитель Центра политической информации Алексей Мухин:
«Юрий Михайлович склонен к легкомысленным политическим действиям и вполне мог вообще не согласовать свою поездку с грузинскими властями, уповая на то, что он теперь частное лицо и все, что он делал на посту мэра Москвы, – уже забыто. Или, может, он рассчитывал на благодарность грузинской диаспоры, которая чувствовала себя довольно комфортно в Москве, когда он был мэром.
Я допускаю, что какой-то процесс согласования проходил, но он был неофициальным. Быть может, стороны не рассчитали, что появление Лужкова в Грузии окажется таким заметным и поднимет такую политическую волну. А все, что произошло дальше, было, как говорится, делом техники».
По мнению Алексея Мухина, не стоило пугать российских туристов перед началом летнего туристического сезона:
«Теперь многие из россиян задумались, что подобного рода отношения могут иметь для них трагические последствия. Отметим, что несколько недель назад МИД РФ официально предупреждал российских граждан и просил их воздержаться от посещений Грузии. Видимо, по каналам спецслужб поступили сведения, что подобного рода инциденты возможны. В этой связи версия, что Юрий Михайлович действовал необдуманно, – косвенно подтверждается».
Российский политолог Николай Силаев говорит об избирательном применении грузинского закона об оккупированных территориях:
«Да, некоторые гуляют на курортах, а другим на совершенно непонятных основаниях запрещают въезд, срывают важные с точки зрения бизнеса визиты. Так что на самом деле все не так благостно, как может показаться. В общем, грузинская сторона уже сворачивает процесс нормализации отношений, и это происходит именно по инициативе Тбилиси. Я думаю, то, что произошло с Лужковым, – просто часть этой линии.
– Почему они сворачивают процесс нормализации отношений?
– Потому что грузинские власти, как они полагают, получили от процесса нормализации все, что они могли получить. Первое – это торговля и туризм, и это довольно солидные доходы в масштабах грузинской экономики. И второе – более или менее спокойные отношения с Россией позволяют Грузии продолжать развивать отношения с НАТО. Шаги НАТО на сближение с Грузией, которые были практически заблокированы во времена Саакашвили, именно из-за того, что была непредсказуемая ситуация в российско-грузинских отношениях, сейчас разблокированы. Эти шаги сейчас делаются, в том числе, благодаря тому, что нынешние грузинские власти нашли какой-то способ сосуществования с Москвой с невысоким уровнем напряженности. Что касается развития отношений и преодоления тех противоречий, которые есть между Москвой и Тбилиси, то у грузинских властей никакой мотивации к этому нет».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия